Методическое описание:
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Неологизмы | Определение. Причины появления неологизмов. Виды неологизмов. |
2. | Устаревшие слова | Определение. Причины устаревания слов. Историзмы и архаизмы. Устаревшая лексика в художественной литературе. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Активная и пассивная лексика | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 3 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения различать активную и пассивную лексику. |
2. | Устаревшие слова | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения видеть устаревшую лексику. |
3. | Авторские неологизмы | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование умения вычленять из текста окказионализмы. |
4. | Архаизмы и историзмы | 2 вид - интерпретация | среднее | 3 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения находить в тексте устаревшую лексику и разделять её на историзмы и архаизмы. |
5. | Речевые ошибки | 2 вид - интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения видеть ошибки в образовании неологизмов и умения редактировать их. |
6. | Архаизмы | 2 вид - интерпретация | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения находить в тексте архаизмы и умения заменять их общеупотребительными синонимами. |
7. | Речевые ошибки | 3 вид - анализ | сложное | 2 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения видеть ошибки, связанные с неправильным употреблением устаревших слов, и устранение этих ошибок. |
Экзаменационные задания (подписка)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп | Другой | лёгкое | 1 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет навык различения слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
2. | Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение | Другой | лёгкое | 1 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет навык различения слов с прямым и переносным значением. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
3. | Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения | Другой | среднее | 2 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет навык определения семантических отношений между словами. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста. |
4. | Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов | Другой | среднее | 2 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет знание значений распространённых фразеологических единиц. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
5. | Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов | Другой | сложное | 3 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет навык знание и навык употребления фразеологизмов в речи. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
6. | Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению | Другой | сложное | 4 Б. | Тренировочное упражнение по теме «Поиск слова по значению и употреблению», соответствующей заданию № 24 диагностической работы ЕГЭ. Проверяет навык поиска в тексте слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. |
7. | Как решать задание ЕГЭ | Другой | среднее | 0 Б. | Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 24 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания). |
8. | Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Тренировочное задание № 24 диагностической работы ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 из ЕГЭ-тренажёра слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. |
9. | Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Тренировочное задание № 24 диагностической работы ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 2 из ЕГЭ-тренажёра слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. |
10. | Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Тренировочное задание № 24 диагностической работы ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 3 из ЕГЭ-тренажёра слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. |
11. | Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Тренировочное задание № 24 диагностической работы ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 4 из ЕГЭ-тренажёра слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. |
Дополнительные задания (скрыты от учеников)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Речевые ошибки | Другой | лёгкое | 1 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения видеть речевые ошибки. |
2. | Историзмы и архаизмы | Другой | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения находить в тексте устаревшую лексику и разделять её на историзмы и архаизмы. |
3. | Разновидности архаизмов | Другой | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на совершенствование умения видеть архаизмы и на формирование умения определять тип архаизма. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка по теме Пассивная лексика | 00:15:00 | среднее | 10 Б. | Уметь видеть слова пассивной лексики, различать устаревшие и новые слова, отличать историзмы от архаизмов, редактировать тексты. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Домашняя работа по теме Пассивная лексика. Окказионализмы и виды архаизмов | 00:12:00 | среднее | 8 Б. | Умение находить устаревшие слова, авторские неологизмы, различать виды архаизмов. Задание 03_10 повышенной сложности. |
2. | Проверочная работа по теме Пассивная лексика. Архаизмы и историзмы | 00:12:00 | среднее | 7 Б. | Уметь различать историзмы от архаизмов, подбирать синонимы к архаизмам, редактировать текст. |