Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации
в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции
и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности
и защиты прав потребителей».
Портал проекта: вашифинансы.рф
Портал проекта: вашифинансы.рф
Теория:
Создание собственного бизнеса возможно в условиях рыночной экономики. Понятие рынка многогранно.
Рынок может рассматриваться как место встречи продавца и покупателя, но также рынок можно определить и как совокупность потенциальных потребителей товаров и услуг.
Сегментом рынка принято называть часть рынка или часть потенциальных потребителей, выделенных по определённому признаку.
Пример:
Молодёжь (признак выделения сегмента — возраст), жители микрорайона (признак выделения сегмента — место проживания), владельцы автомобилей (признак выделения сегмента — владение товаром) и т.д.
Этапы создания собственного бизнеса
Создание собственного бизнеса связано с реализацией следующих этапов:
- Выдвижение бизнес-идей;
- Анализ состояния рынка и отбор лучшей бизнес-идеи;
- Разработка бизнес-плана и поиск источников финансирования;
- Выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса;
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности;
- Постановка на учёт в налоговой инспекции;
- Получение лицензий (в случае необходимости).
Вопрос выбора бизнес-идеи является одним из самых сложных. Существует множество советов и подходов, которые позволяют решить, какая из бизнес-идей лучше. Но все они сходятся в том, что лучшей будет та бизнес-идея, для реализации которой потребуются меньшие первоначальные вложения, и которая принесёт в будущем больший доход.
Поэтому для того, чтобы выбрать бизнес-идею, необходимо:
1) Сравнить сегменты рынка и определить их привлекательность по следующим параметрам:
1) Сравнить сегменты рынка и определить их привлекательность по следующим параметрам:
- ёмкость сегмента (размер сегмента) — оценка потенциального дохода, который может получить предприниматель;
- потенциал роста сегмента — оценка динамики изменения дохода, который может получить предприниматель;
- уровень конкуренции в сегменте.
2) Сравнить размер первоначальных вложений.
Потенциальная ёмкость рынка — это количество продукта, которое потенциально может быть реализовано на рынке.
Количество продукта может быть измерено в натуральном выражении (в количестве проданных за определённый период на определённой территории товаров), но чаще ёмкость рынка рассчитывают в стоимостном выражении (в деньгах) как произведение количества товаров на их цену.
Фактическая ёмкость (объём) рынка — это количество продукта, фактически реализованного всеми производителями на рынке.
Доступная ёмкость рынка — это количество продукта, который может реализовать отдельная фирма.
Доступная ёмкость рынка — это количество продукта, который может реализовать отдельная фирма.
Открывая собственный бизнес, необходимо не ошибиться при выборе сегмента рынка!
Обрати внимание!
Наиболее привлекательным при выборе сегмента является тот, у которого доступная ёмкость выше.
Бизнес по франшизе
Открыть собственный бизнес можно, воспользовавшись бизнес-схемой под названием франчайзинг:
крупная фирма, владеющая собственным брендом, предоставляет партнёру франшизу, то есть право работать под уже известной на рынке торговой маркой.
Наибольшее распространение эта форма бизнеса получила в сферах общественного питания, магазинов обуви и одежды, аптек и т.п.
Работа по франшизе для предпринимателя предоставляет следующие преимущества:
- возможность начать собственный бизнес с минимальными начальными вложениями;
- получение помощи при открытии собственного бизнеса со стороны крупного партнёра;
- получение вместе с торговой маркой репутации и известности среди потребителей;
- возможность использовать результаты широкомасштабных рекламных компаний, проводимых владельцем торговой марки;
- возможность использования результатов научных разработок, проводимых владельцем торговой марки;
- получение гарантии постоянного снабжения;
- возможность приобретения на выгодных условиях оборудования (основных фондов) у владельца торговой марки.
Работа по франшизе для предпринимателя имеет следующие недостатки:
- меньшая самостоятельность при ведении бизнеса;
- уменьшение дохода за счёт обязательных выплат владельцу торговой марки;
- потеря репутации владельца торговой марки приведёт и к потере репутации бизнеса, открытого предпринимателем.
Но за право работать по франшизе необходимо заплатить. Условия предоставления франшизы разные и закрепляются Договором коммерческой концессии.
Как правило, покупатель франшизы выплачивает первоначальный взнос (паушальный взнос) и делает периодические выплаты (роялти). Размер паушального взноса может быть очень разным: от \(500 000\) руб. до \(3\) млн долларов. Периодичность выплаты роялти также может различаться: каждый месяц, каждый квартал, каждые полгода, один раз в год.
Обрати внимание!
Роялти могут начисляться как процент на прибыль, процент на выручку, а могут иметь фиксированный размер.