Теория:

Мы знаем, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны. По этой причине перед любым обществом стоит проблема выбора.
Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды. Эффективным считается такой выбор, при котором достигается максимальная полезность при минимальных затратах.
Общество всегда должно решать, на что потратить ограниченные ресурсы, какие потребности удовлетворить в первую очередь, как распорядиться имеющимся наилучшим образом. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с этими проблемами.
Пример:
имея определённую сумму денег, вы решаете, что лучше купить: мороженое или напиток, наушники или колонки, кроссовки или пальто и т. д.
Такой выбор приходится делать постоянно всем участникам экономических отношений: фирме, покупателям, семьям, даже государству. Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т. е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться.
Пример:
владелец небольшого магазина одежды имеет ограниченный бюджет. Ему предстоит решить: закупить больше товара или потратить часть денег на рекламу.
Людям приходится проводить распределение своих потребностей: что-то нужно купить в ближайшее время, а какие-то покупки можно отложить. Несмотря на индивидуальный подход к этой задаче, в целом каждый стремится поступать рационально.
Рациональный (разумный) выбор в экономике — покупка товара или услуги с максимальной пользой и относительно низкими затратами.
Экономический выбор всегда будет сложным, потому что, выбирая одно, мы вынуждены отказаться от другого. Невозможно использовать один и тот же ресурс для удовлетворения сразу всех потребностей человека. Поэтому принятое решение об использовании ресурсов определённым образом будет иметь свою цену или альтернативную стоимость.
Альтернативная стоимость (цена замены) — это ценность наилучшего из отвергнутых вариантов.
Она складывается из тех благ, которые не были получены из-за сделанного выбора, ведь все ресурсы ушли на выбранный вариант.

Кроме того, существует понятие «упущенная выгода», т. е. потери при выборе определённой альтернативы.
Пример:
например, школьник выбрал поездку к бабушке в деревню вместо трудового лагеря. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет трудовой лагерь. Но какова альтернативная стоимость и упущенная выгода? Дорога до бабушки и обратно стоила \(100\) рублей, а в трудовом лагере можно было заработать \(1000\) рублей. Альтернативной стоимостью будет величина зарплаты, которую не получит школьник, т. е. \(1000\) руб.; упущенная выгода равна \(1000\) \(+\) \(100\) \(=\) \(1100\) руб. Если бабушка дала внуку \(500\) рублей и оплатила дорогу, тогда упущенная выгода составит только \(500\) рублей. Школьник потерял в деньгах, но удовлетворил другие свои потребности.
Альтернативная стоимость — это ценность благ, неполученных благодаря выбранному варианту.
 
249_Asset 1.svg
 
Рис. \(1\). Проблема выбора
Источники:
Рис. 1. Проблема выбора. © ЯКласс.