Теория:

В процессе социализации человеку помогает его окружение — агенты социализации. Индивид не всегда может самостоятельно дать оценку своим действиям, так как не понимает их значения и последствий. Поэтому он опирается на реакции его окружения в момент, когда происходит что-то новое. Позитивная оценка даёт человеку мотив совершать данное действие снова, в то время как порицание будет служить сигналом не попадать в подобную ситуацию в будущем.

Пример:
ребёнок разорвал книгу. Он видит, что родители недовольны его поведением. Для него это знак, что так больше делать не стоит. Если же родители посмеются над его поступком, то следующая книга также будет разорвана, ведь ребёнок получил положительный сигнал.
Агенты социализации.png
Рис. \(1\). Агенты социализации
 
Обрати внимание!
Агенты первичной социализации сильно влияют на человека, именно под их воздействием формируется социальное «я» индивида. Они взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Агенты вторичной социализации могут влиять на людей только в рамках своей компетенции.
Пример:
ребёнок плохо и нерегулярно выполняет домашнее задание. Учитель позвонил и сообщил об этом родителям. Родители стали ежедневно проверять успеваемость сына, что заставило его более ответственно подходить к учёбе.
Пример:
Ирина, прочитав статью на тему здорового образа жизни, сделала вывод, что в её жизни не хватает спорта, после чего она стала регулярно совершать пешие прогулки.

В современном обществе становится всё сложнее обозначить границу между первичной и вторичной социализацией. Это связано с удлинением процесса получения образования, а также с общей тенденцией к инфантилизму, нежеланию брать на себя ответственность, которая характерна для взрослого человека.

 

Обрати внимание!
Агенты социализации не только помогают индивиду усваивать определённые нормы, но и осуществляют социальный контроль.
Источники:
Рис. 1. Агенты социализации. © ЯКласс