Теория:

Общая протяжённость российских судоходных речных путей составляет более \(100\) тыс. км. Но использование речного транспорта затрудняется природными условиями. Зимой большинство рек замерзает, а поэтому период навигации в России не очень продолжительный. Ещё одной проблемой является меридиональное направление рек, в то время как основные грузовые потоки идут в широтном направлении.
 
К плюсам речного транспорта относятся низкая себестоимость перевозок, большая единичная грузоподъёмность, почти безграничная пропускная способность.
 
Огромную роль речной транспорт играет для регионов Крайнего Севера, где протекают крупные судоходные реки и практически нет других путей сообщения.
 
map_11_geo_new_81.png
Рис. \(1\). Судоходные реки РФ
 
С помощью рек выгоднее всего транспортировать объёмные грузы, которые не требуют быстрой доставки. К ним относятся зерновые, нефть и нефтепродукты, лес, строительные материалы.
 
В большинстве по судоходным рекам в Российской Федерации доставляются:
  • минерально-строительные материалы (песок, щебень и др., свыше \(75\) % всего грузов);
  • сезонные грузы (зерно, овощи, бахчевые).
Самым главным бассейном является Волго-Камский (\(2/3\) речного грузооборота). К нему тяготеет наиболее экономически развитая часть нашей страны. Этот бассейн является основой Единой глубоководной системы европейской части России.
 
При помощи каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и Волго-Донского) эта система связывает \(5\) морей, которые омывают Европейскую Россию. Система работает как на внутренние перевозки, так и на международные при использовании особых типов судов — река-море.
 
\(1/7\) речного грузооборота приходится на Обь-Иртышский бассейн.
 
Огромное значение речной транспорт имеет и в развитии туризма.
Источники:
Рис. 1. Судоходные реки РФ. @ ЯКласс.