Теория:
Путешествие в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в \(XV\) веке становится опасным, так как эти территории контролировались турками. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
Стремление Португалии и Испании открыть новый морской путь из Европы в Азию положило начало эпохе Великих географических открытий.
Планисфера Кантино (\(1502\)), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей
Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в \(XV\) веке и продолжавшийся до \(XVII\) века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.
Приборы мореплавателей
Старый корабельный компас
Компас — физический прибор, предназначенный для определения сторон горизонта и состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север.
Астролябия — прибор, позволяющий определить высоту светил над горизонтом. Во время Великих географических открытий этот прибор был одним из основных навигационных приборов.
Секстант — инструмент для измерения высоты небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами на берегу для определения местоположения наблюдателя. С помощью секстанта можно измерять углы до \(140°\).
Среди причин Великих географических открытий можно назвать:
- после эпохи Крестовых походов у европейцев сложились прочные торговые связи с Востоком. На Востоке европейцы покупали пряности, ткани, драгоценности. В \(XV\) в. сухопутные караванные пути, по которым осуществлялась торговля европейцев с восточными странами, были захвачены турками. Встала задача поиска морского пути в Индию.
- Были усовершенствованы компас, астролябия и секстант.
- Появились новые виды судов — каравелла, каракка и галеон. Они отличались вместительностью и мощным парусным оснащением.
- Были изобретены навигационные карты — портуланы.
- Теперь европейцы могли совершать не только традиционные каботажные плавания (т. е. преимущественно вдоль берегов), но и выходить далеко в открытое море.
Корабли великих мореплавателей
Каравелла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине \(XV\) — начале \(XVI\) века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий. Каравелла обычно представляет собой двух- или трёхмачтовое судно с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Каракка — большое парусное судно \(XV\)–\(XVI\) веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий. Использовались и как торговые, и как военные корабли.
Галеон — большое многопалубное парусное судно \(XVI\)–\(XVIII\) веков с довольно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение необходимости совершать постоянные перевозки между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища, и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в \(1588\) году.
В Европе в \(XV\) веке сложились благоприятные условия для больших путешествий.
- Развитие торговли с восточными странами.
- Изобретение навигационных приборов и вместительных кораблей с мощным парусным снаряжением для дальних путешествий.
- Развитие гипотезы о шарообразности Земли.
- Закрытие сухопутного сообщения с Индией и поиск морского пути в эту богатую страну.
- Популярность трудов Марко Поло о богатствах восточных стран.
- Создание новых навигационных карт, на которые были нанесены все известные в то время географические объекты.