Методическое описание:
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Классификация лексики | Теоретический материал с перечислением типов лексики по происхождению, сфере употребления, степени современности, принадлежности к функциональному стилю и т. д. |
2. | Разряды лексических единиц | Теоретический материал с объяснением таких понятий, как синонимия, антонимия, омонимия, фразеология. |
3. | Как решать задание ЕГЭ | Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 24 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания). |
4. | Текст для анализа № 1 | Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути. |
5. | Текст для анализа № 2 | Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация. |
6. | Текст для анализа № 3 | Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека. |
7. | Текст для анализа № 4 | Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Слова из разных групп | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
2. | Прямое и переносное значение | 1 вид - рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык различения слов с прямым и переносным значением. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
3. | Лексические отношения | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее навык определения семантических отношений между словами. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста. |
4. | Значение фразеологизмов | 2 вид - интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение, проверяющее знание значений распространённых фразеологических единиц. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
5. | Употребление фразеологизмов | 3 вид - анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение, проверяющее знание и навык употребления фразеологизмов в речи. Необходимые умения: навыки лексического анализа. |
6. | Деление слов по происхождению и употреблению | 3 вид - анализ | сложное | 4 Б. | Упражнение, проверяющее навык поиска в тексте слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста. |
Экзаменационные задания (подписка)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста. |
2. | Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста. |
3. | Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста. |
4. | Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста. |
Дополнительные задания (скрыты от учеников)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Какое утверждение неверное? | Другой | среднее | 1 Б. | Упражнение, проверяющее навык поиска в тексте слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка по теме Поиск слова по значению и употреблению | 00:30:00 | среднее | 9 Б. | Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) направлены на выработку и практическое закрепление таких навыков, как умение находить в тексте слова, находящиеся в определённых семантических отношениях (синонимы, антонимы, омонимы), фразеологизмы; различение слов по происхождению и употреблению; определение семантических отношений между словами; употребление фразеологизмов в речи. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Проверочная работа по теме Поиск слова по значению и употреблению | 00:15:00 | среднее | 6 Б. | Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) предлагаются в качестве проверки усвоенных знаний по всей теме; направлены на проверку таких умений и навыков, как умение находить в тексте слова, находящиеся в определённых семантических отношениях (синонимы, антонимы, омонимы), фразеологизмы; различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста. |