Методическое описание:

Теория

Номер Название Описание
1. Классификация лексики Теоретический материал с перечислением типов лексики по происхождению, сфере употребления, степени современности, принадлежности к функциональному стилю и т. д.
2. Разряды лексических единиц Теоретический материал с объяснением таких понятий, как синонимия, антонимия, омонимия, фразеология.
3. Как решать задание ЕГЭ Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 24 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания).
4. Текст для анализа № 1 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути.
5. Текст для анализа № 2 Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация.
6. Текст для анализа № 3 Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека.
7. Текст для анализа № 4 Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть.

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Слова из разных групп 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык различения слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: навыки лексического анализа.
2. Прямое и переносное значение 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык различения слов с прямым и переносным значением. Необходимые умения: навыки лексического анализа.
3. Лексические отношения 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык определения семантических отношений между словами. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста.
4. Значение фразеологизмов 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее знание значений распространённых фразеологических единиц. Необходимые умения: навыки лексического анализа.
5. Употребление фразеологизмов 3 вид - анализ сложное 3 Б. Упражнение, проверяющее знание и навык употребления фразеологизмов в речи. Необходимые умения: навыки лексического анализа.
6. Деление слов по происхождению и употреблению 3 вид - анализ сложное 4 Б. Упражнение, проверяющее навык поиска в тексте слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста.

Экзаменационные задания (подписка)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста.
2. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста.
3. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста.
4. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык поиска в тексте для анализа № 1 слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: лексический анализ; лингвистический анализ текста.

Дополнительные задания (скрыты от учеников)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Какое утверждение неверное? Другой среднее 1 Б. Упражнение, проверяющее навык поиска в тексте слов, находящихся в определённых семантических отношениях, фразеологизмов; также различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста.

Тесты

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Тренировка по теме Поиск слова по значению и употреблению 00:30:00 среднее 9 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) направлены на выработку и практическое закрепление таких навыков, как умение находить в тексте слова, находящиеся в определённых семантических отношениях (синонимы, антонимы, омонимы), фразеологизмы; различение слов по происхождению и употреблению; определение семантических отношений между словами; употребление фразеологизмов в речи. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Проверочная работа по теме Поиск слова по значению и употреблению 00:15:00 среднее 6 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) предлагаются в качестве проверки усвоенных знаний по всей теме; направлены на проверку таких умений и навыков, как умение находить в тексте слова, находящиеся в определённых семантических отношениях (синонимы, антонимы, омонимы), фразеологизмы; различение слов по происхождению и употреблению. Необходимые умения: использование основных видов чтения; навыки лексического анализа; лингвистический анализ текста.