Выделяют три основных направления развития современной биологии.

1. Классическая биология.
К этому направлению относят учёных-натуралистов, которые занимаются изучением многообразия живых организмов. Они наблюдают за процессами, происходящими в живой природе, и анализируют полученные результаты, занимаются классификацией живых организмов.

2. Эволюционная биология.
Основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин (\(1809\)–\(1882\) г.) в начале своей научной деятельности занимался наблюдениями, описанием и коллекционированием растений и животных. Позже он обобщил накопленные материалы и на их основе пришёл к выводу, что все живые организмы изменяются во времени, т. е. происходит эволюция. В своих научных трудах Дарвин объяснил механизм и движущие силы эволюции.

Эволюционное учение продолжает развиваться. В результате объединения учения о естественном отборе с генетикой возникла синтетическая теория эволюции. Использование современных физико-химических методов позволило понять, как могла возникнуть жизнь на Земле. Новые открытия учёных дополнили теорию происхождения человека.

3. Физико-химическая биология.
Эта отрасль биологии основана на комплексном использовании научных методов для изучения биологических объектов и явлений. Открытия, сделанные в этом направлении, позволят решить многие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (получение достаточного количества продуктов питания, поиск неисчерпаемых источников энергии, решение экологических проблем и др.).