Теория:
Цитатой называется дословное воспроизведение чужого текста на письме или в речи. Цитата может быть как частью предложения, так и целым предложением.
Пример:
В своих манифестах футуристы призывали «сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни».
Пример:
Л. Н. Толстой так говорил о точности речи: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
3. Цитата, которая включает несколько абзацев, выделяется кавычками только в начале и в конце. Кавычки не дублируются для каждого абзаца.
4. При точном цитировании стихотворного текста кавычки не ставятся; при этом если дальше текст продолжается, то перед ним в конце стихотворной цитаты ставится тире.
Пример:
в строках стихотворения:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась... —
Э. Асадов говорит о миролюбивом характере русского народа.
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась... —
Э. Асадов говорит о миролюбивом характере русского народа.
Обрати внимание!
Если строфика стихотворного текста нарушается, то для отделения строк друг от друга между ними ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию. При этом знак препинания и прописная буква в начале строки после знака сохраняются.
Пример:
Крылатыми стали строки Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить...».
Пример:
Н. А. Добролюбов писал, что «лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории».
Если многоточие стоит в начале цитаты, то в зависимости от позиции по отношению к авторским словам она может начинаться с прописной или строчной буквы.
Пример:
А. И. Куприн говорил, что русский язык «...в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
И. Ф. Анненский так характеризовал пьесу Максима Горького «На дне»: «...Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке».
«Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории...» — считает критик Н. А. Добролюбов.
Пример:
«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» (В. Белинский).
Пример:
И в мире был он одинок...
Байрон