Теория:

Тип речи — это способ изложения той или иной информации.
В зависимости от цели и содержания текста выделяют три типа речи.
Типы речи
  • Повествование — это тип речи, с помощью которого автор повествует о каких-либо событиях, происходящих последовательно.
Текст-повествование отвечает на вопросы: «Что произошло? Как что-либо произошло? Что делали?».
 
Разновидностью текста-повествования является рассказ. В рассказе, как правило, есть сюжет, который развивается по определённой схеме. 
 
Структура рассказа:
— завязка (начало действия);
развитие действия;
развязка (завершение действия).
Завязка

Самый маленький житель в русской приморской усадьбе — Боб. Очень деловитый, очень хозяйственный, и забот у него больше, чем у министра земледелия. Но одна забота даже и во сне Боба мучит. Колодцы пересохли, в цистернах вода на донышке. Утки на птичьем дворе стучат клювами в сухой, врытый в землю бак и скучают. Перепонки на лапках потрескались… Ведь этак у них чахотка развиться может.

Развитие действия

И додумался. Взял старшего селезня и понёс под мышкой к морю. А сзади сдобный, ухмыляющийся дедушка в сине-жёлто-малиновом халате телохранителем поплёлся.
Селезень лапами не дёргает. Сидит важно под мышкой и покрякивает: мальчик знакомый, несёт — значит, так надо.
У воды Боб птицу на песок спустил, к лапе бечёвку привязал, другой конец дедушке в руку сунул:
— Ты, дедушка, не давай утке заплывать… А то она увлечётся, до самой Корсики поплывёт! Знаем мы их…
Боже мой, до чего утка разволновалась… Крылья вверх, на цыпочках подымается, восклицания какие-то утиные издаёт… Сколько воды, ах, сколько воды! И вошёл селезень в воду, поплыл, бечёвку натянул, шейку выгибает — лебедем прикидывается, ныряет, крыльями себя окачивает…
Дедушка, само собой, своё дело исполняет: ходит по берегу, верёвочку подёргивает, пасёт в море утку.
Однако скоро понял селезень, что воды много, да нехорошая какая-то вода: жёсткая, солёная, в горло попала, не отчихаешься никак… Потянул селезень к берегу. Боб его назад загоняет, а он упирается. Боб кричит, селезень кричит, дедушка кричит… Добрался всё-таки селезень до берега. Присел наземь и завял. Зачичканный какой-то стал, словно облезлая галка. Клюв раскрыл, тяжело дышит, крыло по песку волочит. Ещё, не дай Бог, в обморок упадёт…

Развязка

И поплелась процессия обратно к дому. Впереди синий Боб с селезнем, оба мокрые, оба дрожат. Сзади сердитый дедушка.
(По С. Чёрному. Купальщики)
 
В этом тексте описываются события, которые происходили в определённой последовательности: мальчик решил искупать селезня, повёл его на речку, искупал, вернулся домой.
 
  • Описание — это тип речи, с помощью которого автор описывает что-либо.
Текст-описание отвечает на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?».
 
Описание представляет собой словесное изображение чего-либо: предмета, человека, природы, местности, интерьера и т. д.
 
Если в повествовании присутствует динамика (смена событий), то описание всегда статично (читатель может представить себе описываемую картину; «сфотографировать» то, что описано в тексте).
Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов и при каждом её дыханье тихо скользил на клетчатую юбку. Чистая белая рубаха, застёгнутая у горла и кистей, ложилась короткими мягкими складками около её стана; крупные жёлтые бусы в два ряда спускались с шеи на грудь. Она была очень недурна собою. Густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причёсанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб, белый, как слоновая кость; остальная часть её лица едва загорела тем золотистым загаром, который принимает одна тонкая кожа. Я не мог видеть её глаз — она их не поднимала; но я ясно видел её тонкие, высокие брови, её длинные ресницы: они были влажны, и на одной из её щёк блистал на солнце высохший след слезы, остановившейся у самых губ, слегка побледневших. Вся её головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос её не портил. Мне особенно нравилось выражение её лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью.
(И. С. Тургенев. Свидание)

Через описание молодой крестьянки мы можем многое узнать о ней.
 
Это хрупкая, нежная девушка (в руке «лежал густой пучок полевых цветов», «мягкими складками» спускалась рубаха, у девушки были «тонкая кожа», «тонкие, высокие брови», лицо было полно «детского недоуменья»), очень кропотливая («чистая рубаха», рубаха «застёгнутая у горла», волосы «расходились двумя тщательно причёсанными полукругами»).
 
Рассказчик испытывает симпатию по отношению к ней («её головка», «была очень мила»).
 
Девушка чем-то расстроена (сидела «задумчиво потупив головку», ресницы «были влажны», «на одной из её щёк блистал… след слезы», губы были побледневшими).
 
Так, описание помогает не только представить картину, увиденную автором, но и проанализировать описываемое с разных сторон.
В текстах-описаниях авторы обычно используют средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т. д.
 
  • Рассуждение — это тип речи, с помощью которого автор делится своими размышлениями, рассуждениями о чём- или ком-либо.
Текст-рассуждение отвечает на вопросы: «Почему? Зачем?».
Такие тексты часто состоят из трёх частей.
 
Структура текста-рассуждения:
— вступление, содержащее тезис (мысль, которую надо доказать) или вопрос, на который надо ответить;
— аргументы (размышления, примеры, которые доказывают мысль, высказанную в тезисе);
— вывод, содержащий подтверждение мысли, высказанной в тезисе, итог рассуждения или ответ на поставленный вопрос.
Вступление
 
Чтобы почувствовать и понять всё величие океана, надо видеть его не с плоского берега, а в открытом пространстве, когда вокруг нет ничего, кроме синей могучей стихии, всегда живой, всегда в движении.

Аргументы

Подобно этому измеряется и чудесная власть человеческого гения. Нельзя о ней судить по ничтожным воспоминаниям современников, по близоруким отзывам невежественных критиков, по пристрастным и часто глупым рассказам друзей, по успехам и неуспехам у крикливой толпы. Всё это — прибрежный мусор и грязная пена. Судья великому человеку — только время, безупречное в своих приговорах.
 
Более чем половину столетия Репин был славой России и гордостью живописного искусства. Ещё до сих пор мы упоминаем со вздохом и во множественных числах: «Да. У нас были Пушкины, Толстые, Репины, Глинки, Чайковские. Какое богатство! Весь мир произносит их имена с благоговением!»

Вывод (ответ)

Относительно всего мира сказано, конечно, слишком широко. Но теперь уже можно со спокойной уверенностью сказать, что имя и творчество Репина переживут столетия, и сам Репин останется великим, непревосходимым учителем до той поры, до которой живут полотно и краски.
(По А. И. Куприну. Илья Репин)
 
В некоторых текстах смешиваются разные типы речи. Как правило, в таких случаях один тип речи преобладает над другим.
Прежде, бывало, встанешь рано утром вместе с восходом солнца, когда росистая трава ещё белеет, а из леса с его высокими, голыми, красными стволами особенно сильно доносится крепкий смолистый аромат. Не умываясь, накинув только поверх белья старое пальтишко, бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность, к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и плеском поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле, спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной, покрытой сизоватым налётом малины.
(А. И. Куприн. Без заглавия)

Цель текста — рассказать о начале утра. Преобладающий тип речи — повествование. Однако в тексте встречаются описания, с помощью которых автор рисует природу («росистая трава», «высокими, голыми, красными стволами», «крепкий смолистый аромат»), местность («в палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих... душистую зелёную беседку»), убранство стола и т. д. Это текст-повествование с элементами описания.