Теория:

Сочинение-рассуждение — это построенное на основе определённого вида аргументации письменное высказывание, с помощью которого автор выражает свою точку зрения на ту или иную проблему.
Структура сочинения-рассуждения:
1) экспозиция (подведение к теме), тезис (утверждение, истинность которого нужно доказать или опровергнуть) или вопрос;
2) аргументы, пояснения автора или размышления по поднимаемой проблеме;
3) вывод или ответ на вопрос.
Аргументация — обоснование утверждения.
В зависимости от цели текста и категоричности суждения выделяют несколько видов аргументации.
Виды аргументации
  • Доказательство — вид аргументации, при котором доказывается или опровергается истинность какого-либо утверждения.
Тексты этого вида аргументации отвечают на вопрос «Действительно ли это так?».
В них либо сравниваются две разные точки зрения («Занятия спортом приносят пользу или вред?»), либо доказывается справедливость тезиса («Занятия спортом приносят пользу»).
Саша Чёрный — один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности, и оттого-то у него имеется ещё пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы — и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую нежность. Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.
Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Чёрного скромные, благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.
Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши Чёрного чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только с Чеховым, совсем независимо от влияния великого художника. И так же, как Чехов, Саша Чёрный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно увлекателен, когда он пишет для детей или о детях.
Это свойство дарования есть признак несомненного большого, искреннего таланта. Саша Чёрный всюду остаётся настоящим, тонко чувствующим и глубоко думающим лириком — в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-чувственных образах природы.
(По А. И. Куприну. О Саше Чёрном)
 
В первой части текста утверждается, что творчество Саши Чёрного изумительно разнообразно, оно сочетает в себе и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и глубокую нежность.
 
Во второй части приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис: 1) его сатиры дышат пламенным гневом, но тут же рядом расцветают цветы мягкого лиризма; 2) он может не только описывать узость, мелочность, скуку и подлость обывательщины, но и увлекательно писать для детей.
 
В третьей части содержится вывод: «Саша Чёрный всюду остаётся настоящим, тонко чувствующим и глубоко думающим лириком». Тезис подтверждён.
 
  • Объяснение — вид аргументации, при котором раскрывается содержание какого-либо истинного утверждения, объясняется какое-либо явление или причины его возникновения.
В текстах этого вида истинность утверждения не ставится под сомнение. Подобные тексты отвечают на вопросы «Что это такое?», «Почему так происходит?».
Когда сохнет вода, что делается с этой водой? От тепла все вещи раздаются. Вода от тепла раздаётся и вся разойдётся на такие маленькие частички, что их глазом не видать, и уйдёт в воздух. Частички эти, пары, носятся в воздухе, и их не видно, покуда воздух тёпел. Но остуди воздух, и сейчас пар остынет и станет виден.
Если натопить жарко баню и налить воду на кирпичи, вода вся уйдёт паром, и будет сухо. Поддай ещё — вода опять разойдётся. Если баня горяча, летучей воды разойдётся в воздухе ушат. Ушат воды будет стоять в горячем воздухе бани, и его не будет видно. Воздух бани впитает в себя весь ушат. Но если станешь ещё поддавать, то воздух уже напитается и не станет больше принимать воды, а лишняя вода потечёт каплями. Один ушат будет держаться, а лишняя вода вытечет.
Губка держит в себе воду, и воды не видать, покуда губка не сожмётся; но только что пожмёшь её, вода польётся. Так же и воздух держит в себе воду, пока он горяч, а как он остынет, так вода польётся.
(По Л. Н. Толстому. Отчего потеют окна и бывает роса)

Автор задаётся вопросом «Когда сохнет вода, что делается с этой водой?».
В первой части текста сформулировано утверждение: «Вода от тепла раздаётся и вся расходится на такие маленькие частички, что их глазом не видать». Истинность этого утверждения не оспаривается.
 
Во второй части автор находит объяснение этому.
 
В третьей части делает общий вывод: «Воздух держит в себе воду, пока он горяч, а как он остынет, так вода польётся».
 
  • Размышление — вид аргументации, при котором автор делится своими размышлениями, переживаниями, пробует объяснить причинно-следственные связи тех или иных явлений.
Тексты этого вида аргументации отвечают на вопросы «Что теперь делать?», «Как быть?».  
В них формулируется ряд проблемных вопросов, ответы на которые необходимо найти.
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали?..
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.
Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает!
(М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)
 
В первой части этого текста даётся тезис: «Герой Нашего Времени — портрет, составленный из пороков всего поколения».
 
Во второй части автор раскрывает его, формулируя ряд вопросов.
 
В третьей части автор приходит к выводу: «Болезнь указана, а как её излечить — это уж бог знает».