Теория:
Синтаксис (от греч. «синтаксис» — «построение, порядок, сочетание») — это раздел лингвистики, который изучает словосочетания, предложения и их строение.
Изучение синтаксиса помогает понять, как формируются смысловые и грамматические связи между словами.
Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.
Словосочетание — это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетания, так же как и слова, выполняют номинативную функцию, то есть называют предметы, явления, признаки или действия, однако делают это более точно:
интересный фильм; заветное желание; очень весёлый; громко смеяться.
Выдающийся русский филолог В. В. Виноградов рассматривал словосочетания как «распространённые слова».
В словосочетаниях одно слово подчиняется другому, то есть от одного слова к другому можно задать вопрос. Такая связь называется подчинительной.
Именно поэтому к словосочетаниям не относятся:
- однородные члены: красные и зелёные; груши и яблоки — слова в этих сочетаниях равнозначны, между ними сочинительная связь;
- фразеологизмы: спустя рукава, повесить нос — в них слова теряют своё самостоятельное значение, поэтому фразеологизмы воспринимаются как единое целое, часто их можно заменить одним словом;
- сочетания служебных и самостоятельных частей речи: у дома, пусть придёт — нет главных и зависимых слов;
- грамматические основы: дерево растёт; птица летит — подлежащее и сказуемое равноправны, представляют собой законченную мысль, а значит, могут быть нераспространёнными предложениями.
Предложение — это средство выражения мысли, которое характеризуется наличием грамматической основы, смысловой и интонационной законченностью.
Предложения могут состоять из нескольких слов.
Стояла прекрасная погода.
Мы отправились на рыбалку.
А могут включать лишь одно слово.
Зима!
Вечереет.
Выделяют разные виды предложений в зависимости от их структуры, цели высказывания, эмоциональной окраски, наличия второстепенных и однородных членов.
Пунктуация (от лат. «пунктум» — «точка») — это раздел языкознания, в котором изложены правила постановки знаков препинания.
Знаки препинания помогают выделить структурные части текста и предложения и выразить на письме различные смысловые оттенки.
Например, предложение «Мы идём в театр» можно произнести по-разному. Это отразится и на его пунктуационном оформлении.
Мы идём в театр. В предложении просто сообщается факт, поэтому в конце ставится точка.
Мы идём в театр? В предложении содержится вопрос, поэтому в конце ставится вопросительный знак.
Мы идём в театр! Предложение произносится эмоционально, на письме это помогает выразить восклицательный знак.
Французский писатель Виктор Гюго однажды послал своему издателю рукопись законченного романа и приложил к ней письмо, в котором вместо слов написал только вопросительный знак: «?»
Издатель прочитал рукопись, пришёл в восторг от неё и решил ответить Гюго в том же духе. Он прислал ему восклицательный знак: «!»
Эта бессловесная переписка показывает, что знаки препинания выполняют в предложениях важную смысловую функцию.
Издатель прочитал рукопись, пришёл в восторг от неё и решил ответить Гюго в том же духе. Он прислал ему восклицательный знак: «!»
Эта бессловесная переписка показывает, что знаки препинания выполняют в предложениях важную смысловую функцию.