Теория:

В зависимости от цели сообщения выделяют различные виды монологов.
  • Монолог-повествование — это форма высказывания, в которой один человек говорит о том, что происходит или произошло.
Цель монолога-повествования — рассказать о событиях, происходящих в определённой последовательности.
Валек раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним и очутился на небольшой плотно утоптанной площадке, которая совершенно скрывалась в зелени. Между стволами черёмухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня за собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под зеленью. Взяв мою руку, Валек повёл меня по какому-то узкому сырому коридору, и, круто повернув вправо, мы вдруг вошли в просторное подземелье.
(В. Г. Короленко. В дурном обществе)

Этот текст можно представить в виде кадров, на которых изображены события, последовательно сменяющие друг друга:
1) Валек раздвинул кусты;
2) Валек скрылся в зелени;
3) рассказчик последовал за ним;
4) рассказчик очутился на площадке;
5) рассказчик увидел отверстие;
6) Валек спустился по ступеням и пригласил рассказчика;
7) Валек и рассказчик очутились в темноте;
8) Валек взял рассказчика за руку;
9) Валек и рассказчик пошли по коридору;
10) Валек и рассказчик вошли в подземелье.
Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Чаще это рассказ на основе жизненного или читательского опыта.
  • Монолог-описание — это форма высказывания, в которой говорящий описывает объект, явление или ситуацию без участия других людей.
Цель монолога-описания — изложить информацию о том, что говорящий видит, чувствует или думает; описать предмет, внешность, природу, помещение и т. д.; передать своё отношение к описываемому.
Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!..
(Н. В. Гоголь. Тарас Бульба)
 
Данный отрывок помогает представить степной простор. Рассказчик с помощью слов (как художник с помощью кисти) передаёт цветовую гамму: голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок; белая кашка; в синих волнах воздуха; блеснула перед солнцем. Мы можем даже услышать, как звучит степь: шныряли куропатки; тысячью разных птичьих свистов; крик тучи диких гусей.
Характерная черта монолога-описания — статичность. Если в монологе-повествовании кадры сменяют друг друга, то монолог-описание представляет собой только один кадр (фотографию момента).
  • Монолог-рассуждение — это форма высказывания, в которой говорящий размышляет на определённую тему или о конкретной проблеме, высказывает свои мысли и идеи без участия других людей.
Цель монолога-рассуждения — передать авторскую позицию по тому или иному вопросу, выразить своё мнение, проанализировать какое-либо явление, причину действия или события.
Структура монолога-рассуждения: 
1) тезис — мысль, которую нужно доказать; вопрос, который ставится в тексте;
2) аргументы — доказательства в подтверждение тезиса; размышления по поставленному вопросу;
3) вывод — заключение автора.
Как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! <...> Во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днём едят, ночью спят <...>, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. <...> И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные.
(По А. П. Чехову. Крыжовник)
 
Рассказчик начинает текст мыслью о том, что в мире много довольных людей. Это вступление — вопрос, над которым он будет размышлять.
Далее идут сами размышления. Рассказчик пишет, что мы не видим страдающих людей, так как они несут своё бремя молча. Без этого молчания счастье других было бы невозможно, это гипноз.
На основе этих умозаключений рассказчик делает вывод: надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-то с молоточком и напоминал, что есть несчастные.
 
Разновидностью монолога является выступление с научным сообщением.
Выступление с научным сообщением — вид монологической речи, подразумевающий представление результатов научных исследований или наблюдений перед публикой.
Для подготовки научного сообщения необходимо сформулировать тезис или проблемный вопрос и подобрать аргументы или примеры, которые помогут доказать тезис или ответить на проблемный вопрос. В конце обязательно нужно сделать вывод.
 
Рассмотрим пример научного сообщения.
 
Проблемный вопросИзвестно, что все разделы языкознания тесно связаны между собой. Но каким именно образом? Например, как лексикология может быть связана с орфографией?
Примеры, которые помогут ответить на проблемный вопросПопробуем разобраться в этом с помощью слова «пос_дели». Мы знаем, что для проверки безударной гласной в корне нужно подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная будет под ударением. Однако в данном случае можно подобрать два слова: «си́дя», «се́денький». Возникает вопрос: какое из них подходит для проверки? Чтобы найти ответ, поместим исходное слово в контекст. Например, в предложении «Воробьи посидели на ветке, а потом улетели» это слово имеет значение «сидеть». Тогда его можно проверить словом «си́дя» и в корне написать букву И. Возьмём другое предложение: «Волосы бабушки поседели». Очевидно, что здесь исследуемое слово употреблено в значении «седой». В этом случае нужно писать букву Е, потому что есть проверочное слово «се́денький»
ВыводЧтобы грамотно писать, нужно уметь вникать в значения слов! Именно поэтому лексикология и орфография тесно связаны между собой