Теория:

Рассуждение — тип речи, который подразумевает передачу размышлений автора на определённую тему или по конкретной проблеме, анализ какого-либо явления, причины действия или события.
Как правило, текст-рассуждение имеет следующую структуру:
1) экспозиция (подведение к теме), тезис (утверждение, истинность которого нужно доказать или опровергнуть) или вопрос;
2) аргументы, пояснения автора или размышления по поднимаемой проблеме;
3) вывод или ответ на вопрос.
 
Проанализируем текст и найдём в нём все части.
Если слышишь, что школа трудная, скучная, суровая, несправедливая, то это значит, что ничто не может быть совершенным. Приятно получить часы или велосипед, но хватишь горя, когда их испортишь. Приятно иметь хорошего товарища, но будут и ссоры, и тоска возьмёт, когда заболеет. Может быть, и школьные хлопоты интересны, а неуспехи и трудности будят мысль?
В этой части содержится вопрос о том, могут ли школьные хлопоты быть интересными.
Один неспособный мальчик придумал себе такую игру.
— Когда я решаю задачу, цифры — это солдаты. А я полководец. Ответ — крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку.
Стихи, которые я должен выучить наизусть, это аэропланы. Каждое выученное слово — сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибки, я беру высоту в три километра. Так приятно ни разу не сбиться.
Когда я пишу, я шофёр. Переписанные буквы и слова — проделанный путь. Если удаётся написать всю строчку красиво — это лес, а плохо написал — пески или болото. Когда я кончу писать и чернила высохнут, веду по бумаге палочкой и ворчу, как мотор.
Разное выдумываю, чтобы не было скучно.
В этой части приведены аргументы: три примера игры, которую придумал мальчик, чтобы облегчить себе процесс обучения.
Каждый ищет свой способ облегчить работу. Иногда поможет товарищ, часто что-нибудь поначалу кажется трудным и неинтересным, а потом вдруг поймёшь — и пошло хорошо.
(По Я. Корчаку. Школа)
В этой части содержится вывод.
 
В некоторых текстах-рассуждениях может отсутствовать какая-либо часть.
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...
(Л. Н. Толстой. Куда девается вода из моря?)
 
Это рассуждение состоит из двух частей. В первой части автор формулирует вопрос о том, куда исчезает вода из моря, а во второй даёт ответ-объяснение. Вывод не нужен, так как смысл текста понятен и без него.