Теория:

Текст — это несколько предложений, представляющих собой единое целое благодаря их общему смыслу и разным средствам связи этих предложений.
Смысловой анализ текста — выделение составляющих текста, связанных с его содержанием.
Из курса \(5\)-го и \(6\)-го классов ты знаешь, как выполнять смысловой анализ художественных текстов. В \(7\)-м классе ты познакомишься со смысловым анализом научно-учебных текстов.
Научно-учебные тексты — тексты из учебников и статей, содержащие научный материал для обучения.
План смыслового анализа научно-учебного текста
1. Определить тему текста.
2. Определить основную мысль текста.
3. Назвать композиционные особенности текста.
4. Найти способы и средства связи предложений в тексте.
5. Определить функционально-смысловой тип речи.
6*. Найти средства выразительности в тексте.

* Не во всех научно-учебных текстах используются средства выразительности. Если в тексте для анализа их нет, пропусти этот пункт.
Пример:
развитие земной коры
 

Учёные предполагают, что сначала образовалась древняя кора океанического типа. Затем стала формироваться земная кора материков. Их площадь постепенно увеличивалась. Древние литосферные плиты двигались, сталкивались друг с другом, при этом возникали складчатые горы суши.
 
Циклы, во время которых происходило формирование континентальной земной коры, называют эпохами складчатости. Выделяют следующие эпохи складчатости: древнейшие, байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, альпийская.
 
Образование платформ
 
Внешние силы постепенно выравнивали горные территории, и на их месте возникали платформы. Фундамент платформ состоит из разрушенных гор. При медленных опусканиях фундамента на его поверхности накапливались горные породы морского и континентального происхождения. Формировался осадочный чехол.
 
Плиты — части платформы с мощным осадочным чехлом.
 
Щиты — части платформы без осадочного чехла.

В областях древней складчатости сформировались древние платформы, в остальных — молодые. На Земле насчитывается \(11\) крупных древних платформ. В пределах каждого материка лежит одна древняя платформа, а по краям находятся области более молодых складчатостей. Только Евразия имеет в своём составе \(6\) древних платформ, между которыми находятся складчатые области разного возраста.
 
Платформы находятся вдали от границ литосферных плит, поэтому они — более устойчивые участки земной коры, без землетрясений и вулканизма.
 
Образование горных массивов
 
На границах схождения литосферных плит образуются горы: складчатые и глыбовые.
 
Складчатые горы образуются в результате горообразования при смятии горных пород в складки. Характерны для областей кайнозойской складчатости. К ним, например, относятся горы Альпийско-Гималайского пояса, такие как Пиренеи, Альпы, Кавказ, Гималаи. Складчатые горы — молодые и высокие, имеют острые вершины и крутые склоны.
 
Глыбовые горы — поднятия земной коры в виде горстов или куполов. Для них характерны плоские выровненные вершины. К глыбовым горам относятся Скандинавские горы, Урал, Куньлунь, Тянь-Шань, Западные и Восточные Гаты (Евразия); Драконовы горы (Африка); Большой Водораздельный хребет (Австралия).
 
Образование гор связано с подвижками в земной коре, поэтому часто сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями.
 
Смысловой анализ текста
 
В тексте раскрывается тема развития земной коры.
 
Основная мысль: земная кора развивалась в несколько этапов; в развитии земной коры выделяют два основных процесса — образование платформ и образование горных массивов.
 
Композиция текста: текст состоит из вступления и двух частей. Во вступлении говорится о периодизации развития земной коры, в первой части — об образовании платформ, во второй — об образовании горных массивов. К тексту, а также к каждой из двух частей даны заголовки, отражающие их темы.
 
Некоторые предложения текста связаны последовательно: с помощью союзного слова («затем»), притяжательного местоимения («их»), форм слова («эпохами складчатости» — «эпохи складчатости»; «платформы» — «платформ» — «платформа»; «фундамент» — «фундамента»; «глыбовые горы» — «к глыбовым горам»), личных местоимений с предлогом («к ним», «для них»), лексического повтора («складчатые горы»).
 
Некоторые предложения текста связаны параллельно:
«На границах схождения литосферных плит образуются горы: складчатые и глыбовые» — «Складчатые горы образуются...», «Глыбовые горы — поднятия земной коры...» (предложения связаны с помощью лексического повтора — повтора слов «складчатые», «глыбовые»).
 
Тип речи — рассуждение-объяснение.
Источники:
География. 7 класс. Общая характеристика природы Земли. Рельеф Земли. Развитие земной коры. © ЯКласс.