Теория:

При изучении курса русского языка в \(5\)-м и \(6\)-м классах ты составлял(а) в основном планы художественных текстов. В \(7\)-м классе ты будешь работать с научно-учебными текстами, а также познакомишься с новым видом плана — тезисным планом. Планы научно-учебных текстов составляются по тем же правилам, что и планы художественных текстов.
План текста — структура пересказа текста, перечисление пунктов, необходимых для устного или письменного пересказа содержания текста.
Планы в зависимости от структуры бывают двух видов:
1) простые;
2) сложные.
Простой план — перечисление по порядку главных микротем текста.
Микротема — основная мысль, заключённая в одном абзаце.
Обрати внимание!
Микротемы могут быть в виде вопросов, назывных предложений или тезисов.
Простой план следует составлять, когда в тексте не очень много информации.
Порядок составления простого плана
1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую.
4. Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.
5. Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
6. Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
система приказов

Приказы — это отраслевые органы центрального управления. Они были созданы в \(1550\) г., со временем их количество увеличилось. На протяжении всего \(XVII\) в. существовало около \(100\) приказов. Увеличение их числа не могло не сказаться на эффективности управления страной. Приказы совмещали в себе исполнительную и судебную власть. К тому же в системе приказов не было иерархии, а их функции часто дублировались.
Пример: военными делами ведали Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, Иноземный и другие приказы.
 
Приказы находились в управлении Боярской думы, но Алексей Михайлович создал приказ Тайных дел, который подчинялся лично ему. Этот приказ ведал делами царя и царской семьи, а также контролировал деятельность других приказов.
 
Какие существовали приказы?
 
Дворцовые. Они управляли личными землями царя, обслуживали государев двор.
Пример: Казённый приказ ведал всем имуществом царской семьи. Конюшенный — ведал царскими конюшнями, организовывал выезды царя. Царская мастерская палата занималась подготовкой одежды и украшений для царя.
 
Патриаршие. Они управляли вотчинами и личным имуществом патриарха.
Пример: Патриарший разряд руководил назначением на церковные должности и церковным судом. Казённый патриарший ведал всеми доходами патриаршей казны.
 
Территориальные приказы занимались делами определённых территорий.
 
Функциональные (общегосударственные) приказы были самыми важными, они ведали разными отраслями государственного управления.
Пример: Посольский приказ ведал внешней политикой. Разбойный — расследовал разбой и другие государственные преступления. Разрядный — отвечал за назначение на службу. Приказ Большой казны ведал торговлей и чеканкой монет.
 
В приказах работали чиновники — дьяки и подьячие. В \(XVII\) в. их количество резко увеличилось. В середине \(XVII\)\(~\)в. их было около \(1000\), а к концу \(XVII\) в. — более \(3\) тысяч. Таким образом, в Московском государстве формировался слой профессиональных чиновников — бюрократия. Они обеспечивали функционирование государственной системы и становились опорой самодержавия.
 
Простой план.
 
1. Определение и функции приказов.
2. Кому подчинялись приказы.
3. Виды приказов.
4. Значение приказов для государства.
Сложный план — перечисление микротем и выделение их подпунктов.
Обрати внимание!
В сложном плане для обозначения микротем используются римские цифры, а для обозначения подпунктоварабские. Его следует составлять, когда в тексте представлена разнообразная информация, а также при подготовке собственного текста.
Порядок составления сложного плана
1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую.
4. Определить дополнительные сведения в каждом абзаце, озаглавить подпункты.
5. Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.
6. Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
сложный план.
 
I. Определение и функции приказов.
II. Кому подчинялись приказы.
1) Кому подчинялся приказ Тайных дел.
2) Кому подчинялись остальные приказы.  
III. Виды приказов.
1) Дворцовые приказы.
2) Патриаршие приказы.
3) Территориальные приказы.
4) Функциональные (общегосударственные) приказы. 
IV. Значение приказов для государства.
Различают три вида планов по их форме:
1) вопросные;
2) назывные;
3) тезисные.
Вопросный план — изложение вопросов ко всем микротемам текста.
Порядок составления вопросного плана
1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы).
4. Выделить ключевое предложение каждой из микротем и поставить к каждому из них вопрос.
5. Сравнить черновик с текстом, проверить, помогут ли ответы на поставленные вопросы отразить все микротемы.
6. Проверить, можно ли пересказать текст с помощью ответов на приведённые вопросы.
7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
вопросный план.
 
1. Что такое приказы и какие функции они выполняли?
2. Кому подчинялись приказы?
3. Какие виды приказов существовали? 
4. Какое значение приказы имели для государства?
Назывной план — перечисление микротем текста в виде назывных предложений (среди главных членов предложения в них есть только подлежащие — существительные в именительном падеже).
Порядок составления назывного плана
1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы).
4. Выделить в микротемах ключевые слова и с помощью них составить назывные предложения для каждого пункта плана.
5. Сравнить черновик с текстом, проверить, отражают ли назывные предложения все микротемы.
6. Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
назывной план.
 
1. Определение и функции приказов.
2. Управление приказами.
3. Виды приказов.
4. Значение приказов для государства.
Тезисный план — перечисление микротем текста в виде тезисов, т. е. повествовательно-утвердительных предложений, содержащих основную мысль каждой смысловой части текста.
Порядок составления тезисного плана
1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы).
4. Сформулировать основную мысль каждой части в виде тезиса (повествовательно-утвердительного предложения).
5. Сравнить черновик с текстом, проверить, отражают ли тезисы все микротемы.
6. Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
тезисный план.

1. Приказы — это органы центрального управления. Приказы совмещали в себе исполнительную и судебную власть.
2. Приказами управляла Боярская дума, но приказ Тайных дел подчинялся лично царю.
3. Существовали разные виды приказов: дворцовые, патриаршие, территориальные, функциональные (общегосударственные).
4. Приказы способствовали формированию бюрократии, обеспечивали функционирование государственной системы и становились опорой самодержавия.
Обрати внимание!
Вопросные, назывные и тезисные планы по структуре могут быть как простыми, так и сложными.
Источники:
История. 7 класс. Россия в XVII веке. Система управления. Система приказов. © ЯКласс.