Теория:

Диалог (от греч. слова «диало́гос» — беседа) — это разговор двух и более лиц.
В разговорной речи непринуждённого характера чаще всего распространены разговоры между несколькими людьми, то есть диалоги, в процессе которых собеседники обмениваются различными высказываниями, репликами.
Реплики — слова участников диалога.
В зависимости от цели общения выделяют несколько видов диалога.
 
  • Побуждение к действию.
Этот вид диалога подразумевает разговор между двумя и более людьми, в котором одна сторона пытается убедить другую в необходимости определённых действий или изменений.
 — Лошадёнку, — продолжал мужик, — лошадёнку-то, хоть её-то... один живот и есть... отпусти!
— Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
— Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того... отпусти!
— Знаю я вас!
— Да отпусти!
(И. С. Тургенев. Бирюк)

В этом отрывке мужик, который незаконно рубил лес, просит лесника отпустить его, объясняя свой поступок нуждой.
 
  • Обмен мнениями.
Этот вид диалога подразумевает разговор между двумя или более людьми, в котором участники выражают своё мнение, точку зрения и аргументы по той или иной теме.
Иван Кузмич оборотился к жене и сказал ей:
— А слышь ты, матушка, и в самом деле, не отправить ли вас подале, пока не управимся мы с бунтовщиками?
— И, пустое! — сказала комендантша. — Где такая крепость, куда бы пули не залетали? Чем Белогорская ненадёжна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев: авось и от Пугачёва отсидимся!
— Ну, матушка, — возразил Иван Кузмич, — оставайся, пожалуй, коли ты на крепость нашу надеешься. Да с Машей-то что нам делать? Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса; ну, а коли злодеи возьмут крепость?
— Ну, тогда... — Тут Василиса Егоровна заикнулась и замолчала с видом чрезвычайного волнения.
(А. С. Пушкин. Капитанская дочка)
 
Этот диалог содержит обсуждение текущей ситуации. Участники обмениваются мнениями, чтобы принять какое-либо решение. Иван Кузмич считает, что Василисе Егоровне и Маше нужно покинуть крепость. Василиса Егоровна возражает ему, аргументируя это тем, что крепость надёжно защищена.
 
  • Запрос информации (расспрос).
Этот вид диалога подразумевает разговор между двумя и более людьми, в котором один участник задаёт различные вопросы другому (или другим) с целью получения необходимой информации.
— Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом». — А кой тебе годик? —
«Шестой миновал...»
(Н. А. Некрасов. Крестьянские дети)
 
В этом тексте рассказчик задаёт вопросы и получает на них ответы.
 
  • Сообщение информации.
Этот вид диалога подразумевает разговор между двумя и более людьми, в котором один из участников передаёт другому какую-либо информацию.
— Погоди, вот дойдём мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, — есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум... Глаза раскосишь глядемши... Скажем, примерно — пальма. Удивление! Ствол у неё мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.
— Ей-богу? — радостно удивился Сергей.
— Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон... Видал небось в лавочке?
— Ну?
— Просто так себе и растёт в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша... И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, всё в халатах и с кинжалами...
(А. И. Куприн. Белый пудель)
 
В этом отрывке один участник разговора рассказывает другому о том, что ждёт их в дальнейших путешествиях, что они увидят, кого встретят.
 
Обрати внимание!
При построении диалога важно учитывать речевую ситуацию.
Речевая ситуация (или ситуация общения) — это совокупность условий общения.
От речевой ситуации напрямую зависит выбор стилевых средств общения.

Некоторые речевые ситуации требуют соблюдения норм речевого этикета (использования этикетных слов).