Теория:

Текст — это несколько предложений, представляющих собой единое целое благодаря их общему смыслу и разным средствам связи этих предложений.
Смысловой анализ текста — выделение составляющих текста, связанных с его содержанием.
План смыслового анализа текста
1. Определить тему текста.
2. Определить основную мысль текста.
3. Назвать композиционные особенности текста.
4. Найти способы и средства связи предложений в тексте.
5. Определить функционально-смысловой тип речи.
6. Найти средства выразительности в тексте.
Пример:
«Была давно-давно на земле большая засуха: пересохли все реки, ручьи, колодцы, и засохли деревья, кусты и травы, и умирали от жажды люди и животные.
Раз ночью вышла девочка из дома с ковшиком поискать воды для больной матери. Нигде не нашла девочка воды и с усталости легла в поле на траву и заснула. Когда она проснулась и взялась за ковшик, она чуть не пролила из него воду. Он был полон чистой, свежей воды. Девочка обрадовалась и хотела было напиться, но потом подумала, что недостанет матери, и побежала с ковшиком домой. Она так спешила, что не заметила под ногами собачки, споткнулась на неё и уронила ковшик. Собачка жалостно визжала. Девочка хватилась ковшика.
Она думала, что разлила его, но нет, он стоял прямо на своём дне, и вся вода была цела в нём. Девочка отлила в ладонь воды, и собачка всё вылакала и повеселела. Тогда девочка взялась опять за ковшик, он из деревянного стал серебряным. Девочка принесла ковшик домой и подала матери. Мать сказала: «Мне всё равно умирать, пей лучше сама» — и отдала ковшик девочке. И в ту же минуту ковшик из серебряного стал золотой. Тогда девочка не могла уже больше удерживаться и только хотела приложиться к ковшику, как вдруг в дверь вошёл странник и попросил напиться. Девочка проглотила слюни и поднесла страннику ковшик. И вдруг на ковшике выскочило семь огромных брильянтов, и из него полилась большая струя чистой, свежей воды.
А семь брильянтов стали подниматься выше и выше и поднялись на небо и стали Большой Медведицей».
 
(По Л. Н. Толстому)
 
Смысловой анализ текста
В тексте раскрывается тема великодушия и жертвы во имя других.
Основная мысль: каждое доброе дело меняет мир к лучшему и способно творить чудеса.
Композиция текста: первая часть — вступление, рассказ о давней большой засухе; вторая основная часть — история о том, как девочка поделилась с нуждающейся собакой водой из ковша; третья часть — кульминация, жертва матери по отношению к дочке и девочки — к страннику, превращение ковша; четвёртая часть — заключение, появление Большой Медведицы из бриллиантов с ковша.
В тексте последовательная связь с помощью таких средств: личных местоимений («она», «он», «его»), лексических повторов («девочка», «семь брильянтов»), наречия («тогда»), союзов («и», «а»), указательного местоимения («ту»), однокоренных слов и антонимов («заснула» — «проснулась»), форм слов («собачки» — «собачка», «матери» — «мать», «странник» — «страннику», «ковшик» — «ковшике»).
Тип речи — повествование.
Средства выразительности: эпитеты («большая засуха», «чистой, свежей воды», «жалостно визжала», «огромных брильянтов»), гипербола («пересохли все реки, ручьи, колодцы, и засохли деревья, кусты и травы»), фразеологизм («проглотила слюни»), повтор («семь брильянтов»), устаревшее слово («брильянт»).
Источники:
Толстой Л. Н. Большая Медведица (ковш) // https://vsebasni.ru/tolstoi/bolshaya-medvedica.html (дата обращения: 02.06.2023).