Теория:

Научно-учебные тексты — тексты из учебников и статей, содержащие научный материал для обучения.
Чтобы систематизировать материал и быстрее его запомнить, следует представлять предложенную информацию в виде таблиц или схем.
Таблица — способ систематизации данных путём распределения их по однотипным столбцам и строкам.
Порядок составления таблицы по научно-учебному тексту
1. Прочитать заголовок текста, в соответствии с ним определить тему текста.
2. Определить значение незнакомых терминов и слов, чтобы избежать неправильного понимания материала.
3. Разделить материал на смысловые части, выделить соответствующее количество столбцов или строк.
4. В каждой смысловой части выделить ключевые слова, на их основе подобрать подзаголовки, вписать их в таблицу.
5. Заполнить графы, записав только главные моменты.
6. Подобрать и кратко записать примеры.
7. Проверить, возможно ли качественно изложить материал по получившейся таблице.
Пример:
текст для составления таблицы и схемы.
 
Голосеменные растения
Голосеменные растения — это наземные, обычно вечнозелёные деревья и кустарники (иногда и лианы).
У голосеменных растений имеются органы — стебель, корень и листья. Размножаются и распространяются они с помощью семян. У этих растений семена располагаются открыто в шишках на поверхности листовидных чешуй. Поэтому их и назвали голосеменными.
Размножение семенами даёт голосеменным большое превосходство над споровыми растениями. В семенах содержится запас питательных веществ для развития зародыша, а сам зародыш располагается внутри семени и защищён от внешних воздействий.
Голосеменные появились на Земле приблизительно \(350\) млн лет назад, а около \(150\) млн лет назад они господствовали среди наземных растений.
Наиболее известной группой голосеменных в настоящее время являются хвойные. Эти растения растут на всей территории России. К ним относятся ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник, кипарис и др.
 
По представленному тексту можно составить следующую таблицу.
 
Голосеменные растения
Определение
Строение
Размножение
Происхождение
Представители
Наземные, обычно
вечнозелёные деревья
и кустарники (иногда и лианы)
Стебель, корень
и листья
С помощью семян
в шишках на поверхности
листовидных чешуй
Приблизительно
\(350\) млн лет назад;
около \(150\) млн лет назад господствовали среди
наземных растений
Ель, сосна, пихта,
лиственница, можжевельник,
кипарис и другие
Схема — представление материала и сведений в их взаимном расположении и взаимосвязи.
Порядок составления схемы по научно-учебному тексту
1. Прочитать заголовок текста, в соответствии с ним определить тему текста.
2. Определить значение незнакомых терминов и слов, чтобы избежать неправильного понимания материала.
3. Разделить материал на смысловые части, выделить соответствующее количество элементов схемы.
4. В каждой смысловой части выделить ключевые слова, на их основе подобрать подзаголовки, вписать их в элементы схемы.
5. Подобрать и кратко записать примеры.
6. Проверить, возможно ли качественно изложить материал по получившейся схеме.
Пример:
по представленному тексту можно составить следующую схему.
Схема 1.png
Источники:
Голосеменные растения. © ЯКласс.
Схема. © ЯКласс.