Теория:

Изложение — это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.
Изложение бывает нескольких видов:
\(1\)) подробное;
\(2\)) сжатое;
\(3\)) выборочное;
\(4\)) с изменением лица рассказчика.
Подробное изложение — это письменный пересказ, близкий к тексту.
Чтобы подготовиться к подробному изложению, нужно следовать следующему алгоритму.
\(1\). Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.
\(2\). Если к тексту есть вопросы, ответить на них.
\(3\). Определить тему текста и его основную мысль.
\(4\). Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится предложенный текст.
\(5\). Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами.
\(6\). Отметить стилистические особенности текста, включить их в свой пересказ.
\(7\). Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части.
\(8\). Записать на черновике максимально приближенный к исходному пересказ текста.
\(9\). Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.
Пример:
текст для изложения
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а дым мешает их найти. Для этой цели в Лондоне специально обучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, её звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её  — не обгорела ли она; но Боб вновь рвался в дом.
Пожарные подумали, что в доме ещё есть кто-нибудь живой, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро вернулась с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, все расхохотались: собака несла большую куклу.
(По Л. Н. Толстому)
 
Незнакомых слов в тексте нет.
Тема текста — спасение собаками детей во время пожаров.
Основная мысль: специально обученные собаки очень полезны во время пожаров в Лондоне, потому что они спасают детей.
Тип речи — повествование.
В тексте четыре абзаца: в первом говорится о том, что во время пожаров из-за испуга дети прячутся, поэтому, чтобы их спасти, в Лондоне используют специально обученных собак; во втором повествуется о том, как пёс по кличке Боб, спасший за всю жизнь двенадцать детей, в одном из пожаров вытаскивает двухлетнюю девочку; далее пожарные осматривают собаку; в четвёртом абзаце Боб вытаскивает куклу из горящего дома.
Стилистические особенности текста: это художественный текст, но наряду с общеупотребительной лексикой автор использует разговорное слово «расхохотались».
 
Подробное изложение:
иногда на пожарах в домах есть дети, которые от испуга прячутся, потому их сложно найти. Поэтому в Лондоне есть специально обученные собаки. Они живут с пожарными, и при пожаре их посылают вытаскивать детей. Одним из таких псов является Боб, спасший двенадцать детей.
Однажды загорелся дом. Женщина из этого дома сказала пожарным, что там двухлетняя девочка. Туда отправили Боба. Через некоторое время он выбежал из дома, неся в зубах за рубашку девочку. Мать была счастлива, что её дочка жива.
Пожарные стали осматривать собаку, но пёс снова стремился в дом.
Решив, что там остался кто-то ещё, пожарные пустили его. Вскоре люди увидели, что она вынесла, и расхохотались: у Боба в зубах была большая кукла.
Сжатое изложение — краткий письменный пересказ текста, в котором для сжатия используются такие способы: исключение, упрощение и обобщение.
Обрати внимание!
Исключение — изъятие второстепенной информации; упрощение — объединение нескольких предложений в одно, замена сложных предложений простыми, сокращение количества частей сложного предложения; обобщение — замена однородных членов обобщающим словом, а также превращение прямой речи в косвенную.
Чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно следовать следующему алгоритму.
\(1\). Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.
\(2\). Если к тексту есть вопросы, ответить на них.
\(3\). Определить тему текста и его основную мысль.
\(4\). Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится предложенный текст.
\(5\). Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами.
\(6\). Разделить информацию на главную и второстепенную. Для изложения оставить только главную. Использовать способы сжатия текста.
\(7\). Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части.
\(8\). Записать на черновике сжатый пересказ текста.
\(9\). Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.
Пример:
сжатое изложение:
чтобы спасти детей во время пожаров, в Лондоне используют специально обученных собак. Одним из таких псов является Боб, спасший двенадцать детей.
Во время одного из пожаров Боба отправили спасать двухлетнюю девочку, с чем он прекрасно справился. Мать была счастлива, что её дочка жива.
Однако пёс снова стремился в дом.
Пожарные пустили его. Вскоре Боб вынес в зубах большую куклу.
 
Для сокращения текста использованы следующие приёмы: объединение нескольких предложений в одно, замена сложных предложений простыми, сокращение количества частей сложного предложения.
Выборочное изложение — письменный пересказ текста, в котором представляется не весь текст, а только его части, посвящённые определённой теме.
Чтобы подготовиться к выборочному изложению, нужно следовать следующему алгоритму.
\(1\). Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.
\(2\). Если к тексту есть вопросы, ответить на них.
\(3\). Определить тему текста и его основную мысль.
\(4\). Осмыслить тему, предложенную для изложения.
\(5\). Выбрать в тексте материал, необходимый для раскрытия этой темы.
\(6\). Определить основную мысль изложения (она необязательно совпадает с основной мыслью текста).
\(7\). Продумать композицию изложения.
\(8\). Определить слова для связи предложений в изложении.
\(9\). Записать на черновике выборочный пересказ текста.
\(10\). Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.
Пример:
выборочное изложение на тему спасения девочки из пожара:
однажды загорелся дом, в котором осталась двухлетняя девочка. Её мама сообщила об этом пожарным. Они отправили туда Боба, специально обученного для спасения детей пса. Собака побежала по лестнице, а через пять минут выбежала и в зубах за рубашку несла девочку. Мать плакала от радости, что дочка жива.

Как видно, текст сокращён до одного абзаца, исключены вступление про специально обученных собак и заключение о кукле, так как эти части не относятся к теме спасения девочки из пожара.
Изложение с изменением лица рассказчика — письменный пересказ текста, когда \(1\) лицо рассказчика меняется на \(3\) лицо, а главное лицо в отрывке называют рассказчиком (в художественном тексте) или автором (в публицистическом тексте).
Чтобы подготовиться к изложению с изменением лица рассказчика, нужно следовать следующему алгоритму.
\(1\). Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.
\(2\). Если к тексту есть вопросы, ответить на них.
\(3\). Определить тему текста и его основную мысль.
\(4\). Определить, к какому функционально-смысловому типу речи и стилю относится предложенный текст.
\(5\). Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами.
\(6\). Отметить стилистические особенности текста, включить их в свой пересказ.
\(7\). Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части.
\(8\). Заменить местоимение \(1\) лица («я» и его падежные формы) на слова «рассказчик», «герой» (в художественном тексте), «автор» (в публицистическом тексте), «он» и их падежные формы.
\(9\). Записать на черновике максимально приближенный к исходному пересказ текста.
\(10\). Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.
Пример:
текст для изложения
Я [рассказчик] возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня [него]. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я [герой] глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
Моя [его] собака медленно приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой [лучше убрать] Трезор остановился, попятился... Видно‚ и он признал эту силу. Я [рассказчик] поспешил отозвать смущённого пса  — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь [лучше убрать]. Я [герой] благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. Любовь‚ думал я [он], сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
(По И. С. Тургеневу)
 
Текст художественный, поэтому повествователь — рассказчик. В тексте выделены местоимения \(1\) лица, а также притяжательные, указывающие на это лицо; в квадратных скобках представлены их возможные замены и комментарии.
 
Изложение с изменением лица рассказчика:
рассказчик возвращался с охоты. Собака бежала впереди него. Вдруг она замедлила бег, как бы почувствовав дичь. Герой увидел молодого воробья, выпавшего из гнезда и сидевшего неподвижно.
Собака приближалась к нему. Вдруг с дерева камнем упал перед самой её мордой старый черногрудый воробей. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище, хотя всё его маленькое тело трепетало от ужаса, но он жертвовал собою! Сила‚ сильнее его воли, сбросила его с безопасной ветки.
Трезор остановился, попятился, видимо‚ и он признал эту силу. Рассказчик отозвал смущённого пса  и удалился.
Герой благоговел перед маленькой героической птицей. Любовь‚ думал он, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
Источники:
Толстой Л. Н. Пожарные собаки // https://nukadeti.ru/rasskazy/tolstoj-pozharnye-sobaki (дата обращения: 28.02.2023).
Тургенев И. С. Воробей // https://rustih.ru/ivan-turgenev-vorobej-stixotvorenie-v-proze/ (дата обращения: 28.02.2023).