Теория:

План текста — структура пересказа текста, перечисление пунктов, необходимых для устного или письменного пересказа содержания текста.
Планы бывают двух видов:
\(1\)) простой;
\(2\)) сложный.
Простой план — перечисление по порядку главных микротем текста.
Микротема — основная мысль, заключённая в одном абзаце.
Обрати внимание!
Микротемы могут быть в виде вопросов, назывных предложений или тезисов.
Простой план следует составлять, когда в тексте не очень много информации.
Порядок составления простого плана
\(1\). Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
\(2\). Определить тему и основную мысль текста.
\(3\). Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую.
\(4\). Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.
\(5\). Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
\(6\). Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
текст для составления плана
Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать... Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант!  — говорил он.  — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)
 
Простой план
\(1\). Желание хозяина сделать из собаки артистку.
\(2\). Обучение собаки.
\(3\). Восприятие собакой слова «талант».
Сложный план — перечисление микротем и выделение их подпунктов.
Обрати внимание!
В сложном плане для обозначения микротем используются римские цифры, а для обозначения подпунктоварабские. Его следует составлять, когда в тексте представлена разнообразная информация, а также когда происходит подготовка собственного текста.
Порядок составления сложного плана
\(1\). Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
\(2\). Определить тему и основную мысль текста.
\(3\). Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую.
\(4\). Определить дополнительные сведения в каждом абзаце, озаглавить подпункты.
\(5\). Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.
\(6\). Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
\(7\). Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Пример:
сложный план
\(I\). Желание хозяина сделать из собаки артистку.
\(II\). Обучение собаки.
\(1\)) Урок стоять и ходить на задних лапах.
\(2\)) Урок прыгать на задних лапах и хватать сахар.
\(3\)) Уроки плясать, бегать на корде, выть под музыку, звонить и стрелять.
\(4\)) Наслаждение Тётки от обучения.
\(III\). Восприятие собакой слова «талант».
\(1\)) Похвалы хозяина.
\(2\)) Реакция на слово как на кличку.
Источники:
Чехов А. П. Каштанка // https://fictionbook.ru/author/anton_pavlovich_chehov/kashtanka1887_ru_1/read_online.html?page=4 (дата обращения: 28.02.2023).