Теория:

Текст — это несколько предложений, представляющих собой единое целое благодаря их общему смыслу и разным средствам связи этих предложений.
Смысловой анализ текста — выделение составляющих текста, связанных с его содержанием.
План смыслового анализа текста
\(1\). Определить тему текста.
\(2\). Определить основную мысль текста.
\(3\). Назвать композиционные особенности текста.
\(4\). Найти способы и средства связи предложений в тексте.
\(5\). Определить функционально-смысловой тип речи.
\(6\). Найти средства выразительности в тексте.
Пример:
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно‚ и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса  — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь.
(По И. С. Тургеневу)
 
Смысловой анализ текста.
В тексте раскрывается тема родительской любви к своему ребёнку-воробью.
Основная мысль — «только любовью держится и движется жизнь».
Композиция текста: первая часть — вступление, рассказ о возвращении с охоты; вторая основная часть — история о встрече с маленьким воробьём; третья часть — кульминация, родительская защита воробья от собаки; четвёртая часть — заключение, вывод автора о силе родительской любви.
В тексте последовательная связь с помощью таких средств: личных местоимений («меня», «она», «нему», «он», «я»), притяжательных местоимений («её», «его», «мой»), лексического повтора («он», «любовью»), вводного слова («видно»), союзов («но», «и»), антонимов («маленькое» — «громадное»).
Тип речи — повествование с элементами описания и рассуждения.
Средства выразительности: эпитеты («беспомощно растопырив», «смущённого пса», «отчаянным и жалким писком», «громадным чудовищем», «безопасной ветке», «героической птицей» и другие), метафоры («голосок одичал», «сила сбросила его», «любовью держится и движется жизнь»), сравнения («камнем упал», «как бы зачуяв перед собою дичь»), повтор («сильнее смерти и страха смерти»).
Источники:
Тургенев И. С. Воробей // https://rustih.ru/ivan-turgenev-vorobej-stixotvorenie-v-proze/ (дата обращения: 28.02.2023).