Теория:
Чтобы выбрать верное падежное окончание имени существительного, употреблённого в единственном числе, нужно предпринять следующие шаги:
1) определить склонение имени существительного;
2) определить падеж имени существительного;
2) определить падеж имени существительного;
3) вспомнить представленную ниже таблицу.
Падеж | \(1\)-е склонение | \(2\)-е склонение | \(3\)-е склонение | на –ИЯ | на –ИЙ, –ИЕ |
мама встреча | станок море | дочь шинель | лекция рация | гений пение | |
Р. п. | –ы, –и | –а, –я | –и | –и | –я |
Д. п. | –е | –у, –ю | –и | –и | –ю |
П. п. | –е | –е | –и | –и | –и |
Пример:
вспомнить при встреч_, встреча — существительное \(1\)-го склонения, употреблено в предложном падеже, в окончании пишем букву Е — вспомнить при встречЕ;
побывать на лекци_, лекция — существительное на –ИЯ, употреблено в предложном падеже, в окончании пишем букву И — побывать на лекциИ.
В случае возникновения затруднения в определении окончания имени существительного (исключения — существительные, оканчивающиеся на –ИЯ, –ИЕ, –ИЙ) нужно воспользоваться следующим алгоритмом:
1) определить склонение слова;
2) выяснить написание слов того же склонения, окончания которых стоят в ударной позиции в той же самой форме.
Удобно использовать «слова-помощники»:
\(1\)-е склонение | = | трава земля |
\(2\)-е склонение | = | окно слон |
\(3\)-е склонение | = | степь цепь |
Пример:
у нас возникли сомнения при написании словосочетания «найти в шинел_», слово «шинель» \(3\)-го склонения, подставляем «слово-помощник» — «найти в степи», следовательно, словосочетание «найти в шинелИ» верно писать с буквой И в окончании.