Теория:

Интонация (от латинского intonatio, производного от intonare — «шуметь, греметь») — манера произнесения высказывания с помощью пауз, логических ударений, повышения и понижения голоса, служащих для выражения различных смысловых и эмоциональных оттенков.
Интонация иногда может рассказать больше, чем слова. Она помогает выразить отношение говорящего к предмету речи, воздействовать на слушателей.
 
М. Ю. Лермонтов — великий русский писатель — считал, что над словами следовало бы помещать ноты, потому что звучание речи имеет очень важное значение.
 
Чтобы передать то, как должен звучать текст, используют так называемые знаки партитуры (от итальянского partitura — «разделение, распределение»).
Элементы интонации
  • Пауза — это перерыв в речи.
Для обозначения паузы используют косую черту:
\(/\) — короткая пауза,
\(//\) — длинная пауза.
 
Паузы могут как совпадать со знаками препинания, так и не совпадать. Они помогают разделить высказывание на части таким образом, чтобы его смысл был понятен.
 
 
  
Ветхая избушка \(/\)
Вся в снегу стоит. \(//\)
Бабушка-старушка \(/\)
Из окна глядит.
(А. Блок «Ветхая избушка»)
 
Если паузы расставить неверно, смысл высказывания может измениться, а то и вовсе стать непонятным.
 
Сравни:
  

Ветхая избушка
Вся в снегу \(//\) стоит.
Бабушка-старушка \(/\)
Из окна глядит. 
 (А. Блок «Ветхая избушка»)
 
При таком прочтении стихотворения окажется, что стоит старушка, а не избушка.
 
  • Логическое ударение — это способ выделения слова в высказывании с помощью звуковых средств.
При произнесении отдельного слова мы всегда выделяем ударный слог: чте́ние, иску́сство.
По этому же принципу с помощью логического ударения мы выделяем целые слова в предложении.
 
Знаменитый театральный режиссёр К. С. Станиславский сравнивал логическое ударение с указательным пальцем, которым говорящий отмечает самое главное слово в отдельной фразе.
 
В зависимости от того, на какое слово в предложении падает логическое ударение, мы можем определить информацию, которая известна или неизвестна говорящему на момент речи.
 
Слово, на которое падает логическое ударение, при расстановке партитурных знаков подчёркивается одной чертой.
 
 
Сегодня будет праздник?
В этом предложении говорящий знает о том, что будет праздник, и хочет уточнить, когда именно он будет.
 
 
Сегодня будет праздник?
В этом предложении говорящий знает о том, что сегодня планировался праздник, и хочет уточнить информацию о том, будет ли он.
 
 
Сегодня будет праздник?
В этом предложении говорящий знает о том, что сегодня будет мероприятие, и хочет уточнить, какое именно мероприятие планируется.
 
  • Мелодика — это система понижения и повышения голосового тона в речи. 
Для того чтобы обозначить понижение и повышение тона при прочтении высказывания, используют стрелки:
Стрелка вправо.png — ровный тон,
Стрелка вверх.png — повышение тона,
Стрелка вниз.png — понижение тона.
 
АСП партитура.png 
(А. С. Пушкин «Няне»)
  • Тон — это характер, оттенок звучания голоса.
Тон высказывания может быть нежным, добрым, агрессивным, шутливым, саркастическим, грубым, милым и т. д.
 
В зависимости от того, каким тоном говорящий произносит те или иные высказывания, меняется их смысл.
 
Например, предложение «Мне купили велосипед» можно прочитать совершенно по-разному.
 
Представь, что его произносит тот, кто очень хотел получить этот велосипед. Тогда оно будет звучать радостно.
 

 
А теперь представь, что произносящий эту фразу совсем не хотел велосипед, — допустим, он хотел вместо него собаку. Тогда это будет звучать грустно.
 

 
Эту же фразу можно произнести с интонацией недоумения.
 
 
Теми же словами с помощью интонации можно выразить раздражение.
 
 
  • Темп — это скорость речи.
В каждой речевой ситуации уместен определённый темп речи.
 
Например, скороговорки мы прочитаем быстро, колыбельные — медленно, а прозаическое произведение — размеренно (если это будет соответствовать задаче текста).
 
Послушай, как звучит быстрый темп речи.
 
  
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека — в pеке pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!

 
Послушай, как звучит медленный темп речи.
 
 
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
 (М. Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»)

Послушай, как звучит размеренный темп речи.
 

 
Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад.
(А. И. Куприн «Белый пудель»)
 
  • Тембр — это окраска звука.
Звучание голоса может быть глухим или звонким, гулким или отчётливым, тихим или громким и т. д.

 
«Открой мне свой секрет!» — пропищал тоненький голосок.
 

«Открой мне свой секрет!» — пробасил грозный голос.

Виды интонаций
Каждое предложение обладает интонацией законченности.
 
Выделяют предложения с разными видами интонаций.
 
В предложениях с повествовательной интонацией передаётся сообщение о чём-либо.
 
 
Мы едем в путешествие.
 
В этом предложении сообщается о том, что говорящий отправляется с кем-то в путешествие.
 
Как правило, в начале таких высказываний тон повышается, а к концу понижается. Так говорящий обозначает, что его мысль завершена.
 
В предложениях с вопросительной интонацией говорящий задаёт вопрос, выделяя неизвестную информацию с помощью логического ударения.
 
 
Мы едем в путешествие?
 
В этом предложении говорящий задаёт вопрос о цели поездки.
 
Предложения с восклицательной интонацией помогают передать сильно выраженные чувства говорящего (радость, восторг, негодование, гнев и т. д.).
 
 
Мы едем в путешествие!
В этом предложении говорящий передаёт чувство восторга от предстоящей поездки.
 
Обрати внимание!
Интонация, с которой читается предложение, зависит от цели высказывания и его эмоциональной окраски.
Пример:
  
Прекрасный пейзаж. Это невосклицательное, повествовательное предложение. Говорящий просто делится информацией.

 
 
Прекрасный пейзаж! Это восклицательное, повествовательное предложение. Говорящий делится не только сведениями о пейзаже, но и чувствами, которые вызывает увиденная картина.

 
 
Прекрасный пейзаж? Это невосклицательное, вопросительное предложение. Говорящий просто задаёт вопрос.

 
 
Прекрасный пейзаж?! Это восклицательное, вопросительное предложение. Говорящий задаёт вопрос и передаёт эмоции, которые данный вопрос у него вызывает.
 
 
Откройте дверь! Это восклицательное, побудительное предложение. Интонация помогает понять, что это высказывание содержит приказ, требование.
 
 
Откройте дверь. Это невосклицательное, побудительное предложение. Оно произносится со спокойной, ровной интонацией, поэтому мы понимаем, что высказывание представляет собой просьбу.
Функции интонации
Интонация помогает говорящему:
— подчеркнуть цель высказывания;
— выделить ключевую информацию высказывания;
— выразить эмоции говорящего;
— разделить высказывание на части, показать завершённость каждой части.
Источники:
1. Блок А. Ветхая избушка // https://www.culture.ru/poems/524/vetkhaya-izbushka (дата обращения: 08.02.2023).
2. Пушкин А. С. Няне // https://multi-mama.ru/stihi-pushkina-dlya-detej/ (дата обращения: 08.02.2023).
3. Лермонтов М. Ю. Казачья колыбельная песня // https://www.culture.ru/poems/36720/kazachya-kolybelnaya-pesnya (дата обращения: 08.02.2023).
4. Куприн А. И. Белый пудель // https://ilibrary.ru/text/1545/p.1/index.html (дата обращения: 08.02.2023).
5. Схемы. © ЯКласс.
6. Звуковое сопровождение. © ЯКласс.