Теория:
Типы речи — это разграничение речи (в т. ч. текстов) на основе задач, которые ставит перед собой говорящий или пишущий:
- рассказать о событиях (повествование);
- перечислить качества и свойства (описание);
- объяснить (рассуждение).
Различаем типы речи
Критерии сравнения | Повествование | Описание | Рассуждение |
Цель текста | Описывает последовательные действия, рассказывает о событиях | Изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков | Описывает причины свойств и явлений; может быть представлено как доказательство, объяснение или размышление |
Как можно представить? | Можно представить как видеоролик | Можно представить как фотографию | Не видеоролик и не фотография |
На какие вопросы отвечает? | Что случилось? Что делали? Где? Когда? | Какой? Каков? В каком состоянии? Как выглядит? | Зачем? Почему? Что это такое? |
Особенности текста | 1. Логическая последовательность действий. 2. Подчёркивается динамизм и смена событий | 1. Внимание на деталях. 2. «Статичность» текста при изображении явления или предмета. 3. Динамическое описание при описании природных явлений | 1. Размышления, умозаключения. 2. Наличие тезиса, доказательств, вывода (в крупных формах) |
Типичные средства | 1. Слова, обозначающие последовательность (затем, потом, сначала и т. д.). 2. Обилие глагольных форм преимущественно совершенного вида (передают сменяющие друг друга действия/события) | 1. Определения, в т. ч. эпитеты. 2. Преобладание именных частей речи (имён существительных, прилагательных). 3. Глаголы преимущественно несовершенного вида (передают неактивное состояние лица/предмета) | 1. Абстрактная лексика (обозначение чувств, эмоций, рассуждений). 2. Наличие вводных слов. 3. Риторические вопросы, вопросно-ответная форма |
Примеры | Разбежавшийся пароход с мягким стуком ударился в тускло освещённую пристань, и они чуть не упали друг на друга (И. Бунин. Солнечный удар). К обеду никто из нас не вышел. Вечером ко мне постучался Гурий: «Папаша просит вас пожаловать к ним». Я вошёл в кабинет. Он сидел в кресле перед письменным столом и, не оборачиваясь, стал говорить: — Завтра ты на всё лето уедешь в мою самарскую деревню (И. Бунин. Ворон) | В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом (И. Бунин. Тёмные аллеи). В сумерки, перед ужином, когда в поварской жарили пахучие битки с луком и в росистом парке свежело, носились, стоя друг против друга, на качелях в конце аллеи, визжа кольцами, дуя ветром, развевавшим её подол (И. Бунин. Качели) | Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи...» Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? (И. Бунин. Тёмные аллеи). Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу её. Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер (И. Бунин. Холодная осень) |
Источники:
http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».
https://licey.net, издательство «Лицей».
И. А. Бунин. Тёмные аллеи. Москва: Эксмо. 2018.