Теория:

Антонимы (от греч. anti — «против», onyma — «имя») — это слова, противоположные по значению.
Пример:
мир — война, тепло — холодно, свет — тьма, громкий — тихий, мало — много.
Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы.
Пример:
кот наплакал (\(=\) мало) — куры не клюют (\(=\) много).
Как правило, антонимы можно подобрать к словам со значением качества. Конкретные имена существительные (типа шкаф, палка, ботинки) антонимов не имеют, редко встречаются антонимы у имён числительных.
Самые богатые на антонимы части речи — качественные имена прилагательные, качественные наречия, глаголы. Бывают антонимичные пары и среди предлогов.
Пример:
на — с, от — к, под — над и др.
Большинство антонимов имеют разные корни, но бывают и однокорневые антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью отрицательных приставок не-, без-, анти-, контр- и др.
Пример:
интересный — неинтересный, честный — нечестный, опасный — безопасный, военный — антивоенный, революционный — контрреволюционный.
Многозначное слово, в зависимости от значения, может иметь разные антонимы.
Пример:
глубокая река — мелкая речка; глубокие знания — поверхностные знания.
Антонимы встречаются в пословицах, поговорках, в художественной литературе (в том числе в названиях произведений).
Пример:
«Учёный водит, а неучёный следом ходит»; «Легко найти счастье, а потерять и того легче»; «Добро всегда побеждает зло»; «Дни и ночи», «Толстый и тонкий».
В поэтических и прозаических текстах могут быть противопоставлены слова,
которые сами по себе не являются антонимами, но приобретают противоположное значение в контексте. Такие слова называются контекстными (или контекстуальными) антонимами.
Пример:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
Не столь различны меж собой (А. Пушкин).
На основе антонимов строится такой изобразительно-выразительный приём, как антитеза. Его суть — в резком противопоставлении явлений.
Пример:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную (М. Цветаева).
Другой стилистической фигурой является оксюморон.
Оксюморон — это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия.
Пример:
сладкая скорбь, молодой старичок, пышное увядание.