Теория:

Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написание сжатого изложения.
Сжатое изложение — текст в сокращении, без подробностей, деталей и второстепенной информации.
В изложении тебе необходимо:
  1. передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;
  2. применить не менее одного способа сжатия текста;
  3. написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём изложения — \(70\)–\(110\) слов).
Микротема — это главная мысль абзаца.
Важно сохранить исходное количество абзацев. Обычно в текстах на ОГЭ их три.
Пример:
прослушай текст и напиши сжатое изложение.
Учти, что ты должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее \(70\) слов.
Пиши изложение аккуратно, разборчивым почерком.
 
Как решить задание из примера?
1. Прослушаем текст и попытаемся понять его основную мысль. Проследим за развитием микротем, отметим границы абзацев. Запишем ключевые слова.
Пример:
«Благотворительность... спорным значением, простым смыслом... различно толкуют, одинаково понимают... Готовы помочь...
Чувство сострадания... помочь, когда страдающий не просит или может злоупотребить, когда помощь вредна или опасна... Можно размышлять и спорить об условиях ссуд, об организации и значении помощи, о доставлении заработков, о деморализующем влиянии пособия... когда минует беда... Но когда человек тонет — броситься на помощь...
Так понимаем её и мы... добрые понятия и навыки...»
2. Во время прослушивания во второй раз проверим, правильно ли запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополним свои записи.

3. Запишем текст, используя приёмы сжатия.
Благотворительность — слово со спорным значением и простым смыслом, которое различно толкуют, но одинаково понимают. Существуют разные мнения о том, что значит делать добро, но поставьте людей перед страдающим человеком — и все будут готовы помочь.
Чувство сострадания призывает помочь, даже когда страдающий не просит о помощи, может злоупотребить ею, когда она вредна или опасна. Когда минует беда, можно размышлять и спорить об условиях ссуд, об организации и значении государственной и общественной помощи, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии пособия. Но, увидев тонущего человека, хочется помочь ему, не выясняя причин и не думая о последствиях.
Так мы сейчас понимаем благотворительность, унаследовав добрые понятия и навыки старины (\(105\) слов).
Обрати внимание!
Сравни изложение с полным текстом.
Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. 
Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна или опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведёт на него наша помощь.  
Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем её и мы, унаследовав путём исторического воспитания добрые понятия и навыки старины (\(178\) слов).
(По В. Ключевскому)
Для сокращения текста применены:
  • исключение (сравни: «но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком» — «но поставьте людей перед страдающим человеком»);
     
  • обобщение (сравни: «не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведёт на него наша помощь» — «не выясняя причин и не думая о последствиях»);
     
  • упрощение (сравни: «когда видишь, что человек тонет» — «увидев тонущего человека»).
Что проверяют в изложении?
Критерии проверки ФИПИ включают оценивание:
  • содержания изложения (все микротемы текста обозначены, главная мысль передана);
  • сжатия текста (использован хотя бы один приём компрессии);
  • смысловой цельности и последовательности (отсутствуют логические ошибки, абзацное членение не нарушено);
  • орфографии, пунктуации, соблюдения грамматических и речевых норм, а также фактологической точности в переданном тексте.
 

Ты можешь получить \(6\) баллов за содержание текста, а также \(9\) баллов за грамотность (баллы за грамотность в изложении и сочинении из задания  \(13\) общие).

Типичные ошибки в изложении
  • Нарушение абзацного членения.
    Следи за интонацией читающего. Абзацы разделяются более длительными паузами, чем предложения. Также в каждом абзаце выражена отдельная мысль.
     
  • Отсутствие одной или нескольких микротем.
    Сокращая текст, не избавься от целого абзаца — хотя бы в одном предложении абзаца есть важная информация. 
     
  • Написание подробного изложения вместо сжатого.
    Тебе необходимо передать основную мысль текста кратко. Обязательно используй приёмы сжатия текста.
     
  • Недобор слов.
    Изложение должно содержать от \(70\) до \(100\) слов (допустимо до \(110\)). Старайся оставаться в этих границах, считай все слова, даже предлоги, союзы и частицы.
При выполнении заданий «Как на ОГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!