Теория:

В задании  \(10\) ОГЭ предлагается определить, соответствует ли предложенная информация той, что представлена в тексте для анализа.
Пример:
какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
 
\(1\)) Астрономия зародилась много лет назад.
 
\(2\)) Даже человек без специального образования способен предсказать некоторые астрономические явления.
 
\(3\)) Астрономы предсказали, что в \(1861\) году случатся лунное затмение и солнечное затмение.
 
\(4\)) Быть астрономом совсем не трудно, если тебе это по-настоящему интересно. 

\(5\)) Звёзды невозможно увидеть днём.
(\(1\)) ...Было предсказано в \(1871\) году затмение луны и затмение солнца, и точно так, как предсказано, в тот самый день и час в середине ночи на полную луну нашло чёрное пятно, закрыло и потом открыло месяц, и середь дня на солнце нашло чёрное пятно, закрыло солнце и опять открыло.

(\(2\)) Узнают всё это вперёд астрономы. (\(3\)) У них построены башни, на башнях длинные зрительные трубы, и в эти трубы звёзды днём видно. (\(4\)) И они смотрят звёзды, месяц, солнце, меряют расстояние между звёздами, на бумагу срисовывают звёзды и высчитывают, сколько времени какая звезда идёт от места до места, и узнают, где, в какое время солнцу, месяцу и звезде надо быть.

(\(5\)) За тысячи лет до нас астрономы рассматривали звёзды, солнце и месяц и замечали, как и куда они ходят, и записывали, и рисовали на бумаге, и рассчитывали, когда какая звезда должна прийти. (\(6\)) И теперь то же делают и кое-что знают и вперёд угадывают.

(\(7\)) Но прежде те, кто знали об звёздах, никому не показывали своих расчётов и удивляли народ тем, что вперёд угадывали, что будет, а теперь всякий, у кого есть охота к этому делу, может сам дойти до того, что предсказывают в календарях.

(\(8\)) Если кто будет в ночи вставать каждый день до зари и замечать, где всходит солнце, то он заметит, что солнце встаёт не в том же месте, где встало вчера, а в другом, немного полевее, и встаёт не в то же время, как вчера, а каждый день пораньше. (\(9\)) Если он будет смотреть всякий день с одного места и примечать по чему-нибудь, по дереву или бугру, против чего встаёт солнце, и так будет примечать год и два, то он вперёд угадает, где в какой день встанет солнце. (\(10\)) Если он так же по вечерам будет замечать за месяцем, где встаёт и в какое время месяц, то он вперёд угадает, где будет месяц вставать. (\(11\)) Если он по звёздам будет примечать, против какой звезды в каком часу будет месяц, то он тоже предскажет. (\(12\)) И для человека, того, который никогда не примечал этого, будет так же удивительно, как и то, как в календарях угадывают, когда будет какая звезда и когда затмение. (\(13\)) Тут один человек примечал год и два, а там примечали тысячи человек тысячи лет.

(\(14\)) Тот, кто имеет охоту к этому делу, тот может узнать, как дошли люди до этого. (\(15\)) Только это дело трудное и много надо учиться, прочесть книг и самому примечать и уметь считать.
(Л. Толстой. Астрономы)
 
Обрати внимание!
Формулировка задания может отличаться.
  • Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

  • Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

  • Какие из высказываний не противоречат содержанию текста? 
В ответе нужно записать номера утверждений без пробелов и знаков препинания. Порядок цифр не важен.
 
За правильно выполненное задание даётся \(1\) балл. При ошибке выставляется \(0\) баллов. Примерное время выполнения — \(12\) минут.
Алгоритм решения
1. Внимательно прочитай высказывания о тексте.
В задании может быть представлена как главная, так и второстепенная информация. 
 
2. Найди предложени(-е, -я) в исходном тексте, в котор(-ом, -ых) говорится о том же, что в высказывании.
 
3. Сравни высказывание и текст.
Тебе необходимо проверить утверждения на наличие фактических ошибок.
 
Обрати внимание!
Иногда фактические неточности встречаются не в главном смысле высказывания, а кроются в деталях, и фактическая ошибка становится малозаметной. Всегда проверяй:
  • частицу не в утверждениях — она может преобразовать высказывание в прямо противоположное по смыслу;

  • имена, фамилии и инициалы;

  • названия мест;

  • указание времени, количества чего-либо и т. д.
4. Напротив номера каждого высказывания выставляй в черновике «\(+\)» или «\(–\)» в зависимости от того, верное это высказывание (соответствует содержанию текста) или нет (имеет фактические неточности).
 
5. Ещё раз посмотри, какие высказывания требуется выбрать: соответствующие или противоречащие тексту.
Как решить задание из примера?
1. Найдём предложения в исходном тексте, которые похожи по информации на каждое из высказываний.
 
2. Сравним информацию. Определим, есть ли фактические ошибки в приведённых утверждениях.
 
Утверждение
Исходный текст
Вывод
\(1\). Астрономия зародилась много лет назад
(\(5\)) За тысячи лет до нас астрономы рассматривали звёзды, солнце и месяц и замечали, как и куда они ходят, и записывали, и рисовали на бумаге, и рассчитывали, когда какая звезда должна прийти
\(+\)
Утверждение соответствует содержанию текста
  
\(2\). Даже человек без специального образования способен предсказать некоторые астрономические явления
 
 
(\(7\)) Но прежде те, кто знали об звёздах, никому не показывали своих расчётов и удивляли народ тем, что вперёд угадывали, что будет, а теперь всякий, у кого есть охота к этому делу, может сам дойти до того, что предсказывают в календарях
 
\(+\)
Утверждение соответствует содержанию текста
  
\(3\). Астрономы предсказали, что в \(1861\) году случатся лунное затмение и солнечное затмение
  
(\(1\)) ...Было предсказано в \(1871\) году затмение луны и затмение солнца, и точно так, как предсказано, в тот самый день и час в середине ночи на полную луну нашло чёрное пятно, закрыло и потом открыло месяц, и середь дня на солнце нашло чёрное пятно, закрыло солнце и опять открыло
\(–\)
Утверждение противоречит содержанию текста
  
\(4\). Быть астрономом совсем не трудно, если тебе это по-настоящему интересно
  
(\(14\)) Тот, кто имеет охоту к этому делу, тот может узнать, как дошли люди до этого. (\(15\)) Только это дело трудное и много надо учиться, прочесть книг и самому примечать и уметь считать
\(–\)
Утверждение противоречит содержанию текста
\(5\). Звёзды невозможно увидеть днём
(\(2\)) Узнают всё это вперёд астрономы. (\(3\)) У них построены башни, на башнях длинные зрительные трубы, и в эти трубы звёзды днём видно
\(–\)
Утверждение противоречит содержанию текста
 
3. Проверим, какие высказывания нужны, и запишем в ответе нужные номера.
 
Нужно выбрать утверждения под знаком «\(+\)», т. е. соответствующие тексту.
Это предложения \(1\) и \(2\). 
 
Ответ: \(12\) (или \(21\)).
При выполнении заданий «Как на ОГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!