Теория:

Третья часть экзаменационной работы — это написание одного сочинения из трёх предложенных (\(13.1\); \(13.2\); \(13.3\)). Познакомимся с формулировками заданий.
  
Используя прочитанный текст из части 2, выполни ТОЛЬКО ОДНО из заданий: \(13.1\), \(13.2\) или \(13.3\). Перед написанием сочинения запиши номер выбранного задания: \(13.1\), \(13.2\) или \(13.3\). 
Пример:
\(13.1\). Напиши сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». 
Приведи в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих твои рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. 
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком. 
 
\(13.2\). Напиши сочинение-рассуждение. Объясни, как ты понимаешь смысл фрагмента текста: «...для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
Приведи в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих твои рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. 
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком. 
 
\(13.3\). Напиши сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужно красноречие?». Дай определение слову КРАСНОРЕЧИЕ и прокомментируй его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведи в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих твои рассуждения: один пример-аргумент приведи из прочитанного текста, а другой — из твоего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее \(70\) слов. 
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.
Что общего и различного между тремя видами сочинений?
  • Все три вида сочинения пишутся с опорой на текст, представленный во второй части экзаменационной работы.
     
  • Объём всех сочинений должен включать в себя не менее \(70\) слов (однако следует учесть, что для раскрытия темы этого может быть мало).
     
  • Везде должен быть представлен один и тот же тип речи — рассуждение, структура которого включает обязательные части:
    1) тезис — мысль, которую нужно доказать;
    2) обоснование тезиса, т. е. аргументацию;
    3) вывод.
 
В каждом из сочинений ты должен показать умение интерпретировать высказывание, то есть пояснить, что имел в виду автор. Затем ты должен подтвердить истинность сказанного аргументами. Для этого нужно из прочитанного текста привести \(2\) примера (в сочинении \(13.1\) или \(13.2\)) или \(1\) пример (в сочинении \(13.3\)).
 
Представим различия между заданиями \(13.1\); \(13.2\); \(13.3\) в виде таблицы.
  
Тип сочинения
     Что нужно интерпретировать?
 Аргументация (примеры-иллюстрации)
Анализ языковых явлений
\(13.1\)
Высказывание известного человека на лингвистическую тему (или цитату из учебника русского языка)\(2\) из текстаТребуется
\(13.2\)
Высказывание автора — выдержку из текста\(2\) из текстаНе требуется
\(13.3\)
Слово или cловосочетание, тематически связанное с текстом\(1\) из текста \(+\) \(1\) из жизненного опытаНе требуется

Как мы видим, задание \(13.1\) существенно отличается от двух остальных: оно связано с лингвистическими вопросами, поэтому нужно хорошо разбираться в областях языкознания и терминах. Кроме того, для написания такого сочинения нужно владеть публицистическим и научным стилями речи.
Чтобы успешно справиться с заданием \(13.2\), ты должен понять общий смысл текста и выделить позицию автора. Примеры для обоснования тезиса нужно привести из того же текста.
В сочинении \(13.3\) тебе нужно порассуждать о философских, морально-нравственных вопросах, например о счастье, силе духа, человечности. Второй пример для этой темы обязательно нужно привести из жизненного опыта.
 
Как же выбрать сочинение?  
Выбор сочинения зависит от понимания текста и формулировок заданий. А добиться успеха на экзамене можно только благодаря ответственной подготовке.