Теория:

Задание \(4\) ОГЭ по русскому языку посвящено пунктуационному анализу и проверяет умение объяснить условия расстановки знаков препинания в различных типах предложений.
Пример:
установи соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Приложение, находящееся в конце предложения, выделяется с помощью тире.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, так как стоит после определяемого слова.
В) После обобщающего слова перед рядом однородных членов ставится двоеточие.
 
 
 
 
 
\(1\)) Из травы, из зарослей кустарников, с ветвей деревьев глядели на Кристо необычные существа: собаки с кошачьими головами, гуси с петушиными головами, рогатые кабаны, страусы-нанду с клювами орлов, бараны с телом пумы…
\(2\)) Он пробовал заниматься сельским хозяйством — это показалось ему скучным.
\(3\)) Весь сад представлял собой небольшую котловину, со всех сторон окружённую высокой стеной из искусственно сложенных скал.
\(4\)) Сальватор переключил свет: пещера погрузилась во мрак, а сильные прожекторы осветили пространство за стеклянной стеной.
\(5\)) На поясе мерно покачиваются кинжал, очки, ручные и ножные перчатки — «лягушечьи лапы».
(По А. Беляеву. Человек-амфибия)
 
Обрати внимание!
Правильно выполненным задание считается в том случае, если каждый символ стоит на своём месте и отсутствуют лишние символы. За правильное выполнение даётся \(1\) балл. Если допущена хотя бы одна ошибка, за задание начисляется \(0\) баллов.
 
При выполнении задания пытайся найти в предложениях нужные конструкции и элементы, указанные в левом столбике.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитаем приведённые в левом столбце правила.
 
2. Выполним синтаксический анализ предложений из правого столбца. Отметим опасные места в каждом предложении: союзы; однородные члены и наличие обобщающего слова; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения; уточнения; стык частей сложного предложения; прямую речь; пропуск главного члена предложения. Объясним в каждом предложении расстановку знаков препинания согласно правилам пунктуации.
 
3. Найдём подходящие правила в левом столбце.
 
4. Запишем в ответе номера предложений, соответствующих указанным правилам.
Как решить задание из примера?
1. Прочитаем приведённые в левом столбце правила.
 
2. Выполним синтаксический анализ предложений из правого столбца. Объясним в каждом предложении расстановку знаков препинания согласно правилам пунктуации.
 
\(1\)) Из травыиз зарослей кустарников, с ветвей деревьев глядели на Кристо необычные существасобаки с кошачьими головами, гуси с петушиными головами, рогатые кабаныстраусы-нанду с клювами орлов, бараны с телом пумы…
 
Это простое предложение, осложнённое однородными обстоятельствами. Между ними нет союза И, поэтому они разделяются запятыми.
Помимо этого, в предложении есть ряд однородных подлежащих, перед которыми стоит обобщающее слово «существа». После обобщающего слова стоит двоеточие, однородные подлежащие не соединены союзом И, поэтому между ними ставятся запятые.
 
\(2\)) Он пробовал заниматься сельским хозяйством — это показалось ему скучным.
 
Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого противопоставлена первой (можно подставить НО), поэтому между ними ставится тире.
 
\(3\)) Весь сад представлял собой небольшую котловину, со всех сторон окружённую высокой стеной из искусственно сложенных скал.
 
Это простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Причастный оборот стоит после определяемого слова «котловину», поэтому отделяется от него запятой.
 
\(4\)) Сальватор переключил свет: пещера погрузилась во мрак, а сильные прожекторы осветили пространство за стеклянной стеной.
 
Это предложение с различными видами связи. Вторая и третья части связаны между собой сочинительной связью (с помощью союза А), между ними ставится запятая.
Эти части связаны с первой бессоюзной связью, они имеют изъяснительное значение (можно подставить союз ЧТО или конструкцию увидел/услышал/узнал, что), поэтому после первой части ставится двоеточие.
 
\(5\)) На поясе мерно покачиваются кинжал, очки, ручные и ножные перчатки — «лягушечьи лапы».

Это простое предложение, осложнённое однородными членами и обособленным приложением, которое стоит в конце предложения и поэтому отделяется тире.
 
3. Найдём подходящие правила в левом столбце.
 
Правилу под буквой А соответствует предложение \(5\).
 
Правилу под буквой Б соответствует предложение \(3\).
 
Правилу под буквой В соответствует предложение \(1\).
 
4. Запишем в ответе номера предложений, соответствующих указанным правилам.

Ответ:
А
Б
В
\(5\)
\(3\)
\(1\)