Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: выбор двух верных утверждений, соответствующих экспериментальным наблюдениям.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умений правильно анализировать отдельные этапы проведения исследования на основе его описания — делать выводы на основе описания исследования, интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления.
  
4Какой уровень сложности задания: повышенный.
 
5Как оценивается задание:
  • \(2\) балла — правильное выполнение задания (ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы);
  • \(1\) балл — только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону, или только один символ отсутствует;
  • \(0\) баллов — ответ не соответствует критериям оценивания на \(1\) и \(2\) балла.
 
Обрати внимание!
При заполнении полей ответов заданий «ЯКласс» номера верных утверждений указываются в порядке возрастания (по одной цифре в каждое поле без знаков препинания).
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) последовательность цифр, соответствующую верным утверждениям (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
в физической лаборатории проводились наблюдения разных типов изображений предметов, которые получаются после прохождения светом двух линз (\(1\) и \(2\)) с оптическими силами \(-5\) дптр и \(4\) дптр соответственно. Линзы сделаны из одинакового вещества.
 
Из предложенного перечня выбери два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажи их номера в порядке возрастания (по одной цифре в каждое поле без знаков препинания).
 
1) Модуль фокусного расстояния первой линзы меньше модуля фокусного расстояния второй линзы на \(0,5\) м. 
2) Линзы \(1\) и \(2\) являются собирающими.
3) В первой линзе получается всегда прямое изображение предмета, во второй линзе прямое изображение предмета получается только при условии нахождения предмета между фокусом и линзой.
4) Создаваемые линзами \(1\) и \(2\) изображения предметов всегда уменьшенные.
5) Линзы \(1\) и \(2\) имеют одинаковые радиусы сферических поверхностей, которые образуют геометрическую форму линзы.
Как решить задание из примера?
Проанализируем каждое утверждение.
 
1) Рассчитаем модули фокусных расстояний линз \(1\) и \(2\) и найдём разность между ними:
\(F_1=\frac{1}{|D_1|}=\frac{1}{|5|}=0,2\) м,
\(F_2=\frac{1}{D_2}=\frac{1}{4}=0,25\) м,
\(F_2-F_1=0,5\) м \(\rightarrow F_1 < F_2\).
\(\boxed{Верное \ утверждение.}\)
 
2) Линза \(1\) — рассеивающая, т. к. её оптическая сила отрицательна: \(D_1=-5\) дптр, линза \(2\) — собирающая, т. к. её оптическая сила положительна: \(D_2=4\) дптр.
\(\boxed{Неверное \ утверждение.}\)
 
3) Для определения верности или ошибочности данного утверждения можно:
а) построить изображения предметов в линзах \(1\) и \(2\)
или
б) запомнить типы изображений, создаваемых собирающей (см.  таблицу \(1\)) и рассеивающей линзами (см. таблицу \(2\)).
Обозначения в таблицах: \(d\) — расстояние от предмета до линзы, \(F\) — фокусное расстояние линзы.
\(\boxed{Верное \ утверждение.}\)
 
Таблица \(1\). Типы изображений предметов, создаваемые собирающей линзой
 
\(d < F\)
увеличенное
прямое
мнимое
\(F < d < 2F\)
увеличенное
перевёрнутое
действительное
\(d = F\)
равное предмету
перевёрнутое
действительное
\(d > 2F\)
уменьшенное
перевёрнутое
действительное
 
Таблица \(2\). Типы изображений предметов, создаваемые рассеивающей линзой
 
\(d < F\)
уменьшенное
прямое
мнимое
\(F < d < 2F\)
уменьшенное
прямое
мнимое
\(d = F\)
уменьшенное
прямое
мнимое
\(d > 2F\)
уменьшенное
прямое
мнимое
 
4) См. пункт \(3\).
\(\boxed{Неверное \ утверждение.}\)
  
5) В условии задания отсутствует информация о геометрической форме линз (двояковыпуклая, вогнуто-выпуклая, плоско-выпуклая, двояковогнутая, выпукло-вогнутая, плоско-вогнутая), поэтому недостаточность информации не позволяет сделать вывод о радиусах сферических поверхностей, которые образуют геометрическую форму линзы.
\(\boxed{Неверное \ утверждение.}\)
 
Правильный ответ: \(13\).
Типичные ошибки
  • Неверный анализ утверждений на соответствие условиям задания: ошибки в интерпретации данных графиков, таблиц, схем и результатов опыта.
  • Неверное определение физического явления в опыте: ошибки в его распознавании и, соответственно, в физических законах (закономерностях), которые его описывают.