Характеристика задания
1. Какой тип ответа: установление соответствия между приборами, техническими устройствами и явлениями, закономерностями, лежащими в основе их принципа действия, или между научными открытиями и именами отечественных и зарубежных учёных-физиков, сформулировавших закон (закономерность) или предложивших экспериментальное и/или теоретическое обоснование научного открытия.

2. Что проверяет задание: сформированность умения правильно различать элементы физических знаний — научный факт, физические явления, физические понятия, физические теории, ядром которых являются физические законы (закономерности), приложения физических знаний (технические устройства и приборы) — и распознавать принадлежность открытий физических законов (закономерностей) конкретным учёным-физикам.

3. Какие разделы физики определяют содержание задания: механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления.

4Какой уровень сложности задания: базовый.

5Как оценивается задание:
  • \(2\) балла — ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют;
  • \(1\) балл — на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа;
  • \(0\) баллов — выставляется во всех других случаях.
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) последовательность цифр из второго столбца, соответствующую буквам в первом столбце (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
установи соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым принадлежат эти открытия.
К каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца и запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
4) А. С. Попов

Ответ:
А
Б

Как решить задание из примера?
1) Х. К. Эрстед — экспериментальное открытие магнитного действия электрического тока.
\(\boxed{Верное \ соответствие \ Б - 1}.\)

2) М. Фарадей — экспериментальное открытие явления электромагнитной индукции.
\(\boxed{Неверное \ соответствие}.\)

3) Н. Коперник — теоретическое обоснование гелиоцентрической системы мира.
\(\boxed{Верное \ соответствие \ А - 3}.\)

4) А. С. Попов — изобретатель радио.
\(\boxed{Неверное \ соответствие}.\)

Правильный ответ: \(31\).
Типичные ошибки
  • Неверное установление соответствия между техническими устройствами, приборами и физическими явлениями и/или закономерностями, лежащими в основе их принципа действия.
  • Неверное установление соответствия между именами учёных-физиков и научными открытиями, которые они сделали.

Обрати внимание!
Сложность задания \(18\) заключается в том, что ошибки допускаются при различении ключевых физических терминов (научный факт, физические явления, физические понятия, физические теории, ядром которых являются физические законы (закономерности), приложения физических знаний (технические устройства и приборы) из содержания всех разделов физики — механические, тепловые, электромагнитные и квантовые явления.