Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: расчёт физической величины.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умения правильно вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул.
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: тепловые явления.
  
4Какой уровень сложности задания: базовый.
 
5Как оценивается задание:
  • \(1\) балл — ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа;
  • \(0\) баллов — выставляется во всех других случаях.
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) целое число или конечную десятичную дробь с учётом указанных в ответе единиц измерения (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
найди значение удельной теплоёмкости вещества, учитывая информацию из диаграммы (рис. \(1\)), где показаны значения количества теплоты в процессах нагревания \(5\) кг вещества на \(50\)\(°C\) и плавления \(500\) г вещества при соответствующей температуре плавления. Физические характеристики диаграммы: \(Q_1\) \(=\) \(10\) кДж.
 
7_3.png
Рис. \(1\). Диаграмма
Как решить задание из примера?
ДаноРешение
\(m_н\) \(=\) \(5\) кг;
\(m_п\) \(=\) \(500\) г
\(=\) \(500·10^{-3}\) кг;
\(\Delta t\) \(=\) \(50\)\(°C\);
\(Q_1\) \(=\) \(10\) кДж \(=\)
\(=\) \(10·10^{3}\) Дж
1. Физическая модель задачи:
- процесс нагревания вещества массой \(m_н\), на который расходуется количество теплоты \(3Q_1\) \(=\) \(30·10^3\) Дж (рис. \(2\)).
 
7_4.png
Рис. \(2\). Количество теплоты, необходимое для нагревания вещества
 
Обрати внимание!
В задании представлена избыточная информация: 1) изображение столбца в диаграмме (голубой цвет), характеризующего процесс плавления вещества и, соответственно, удельную теплоту плавления вещества; 2) масса вещества \(m_п\), которое плавится при температуре плавления.
2. Физический закон:
- количество теплоты, необходимое для нагревания вещества:
\(Q=m_нc\Delta t.\)  (\(1\))
  
3. Математическое решение задачи:
- выразим \(c\) из формулы (\(1\)) с учётом значения количества теплоты \(3Q_1\):
\(c=\frac{3Q_1}{m_н\Delta t};\)  (\(2\))
- проверяем размерность формулы (\(2\)):
\([c]=\frac{Дж}{кг·°C};\)
- проводим вычисления:
\(c=\frac{30·10^3}{5·50}=120\) Дж/(кг · °C)
Найти: \(c\)Правильный ответ: \(120\) Дж/(кг · °C)
 
Обрати внимание!
Решение расчётных физических задач оформляется в следующей последовательности.
  1. Физическая модель задачи, которая описывает явление согласно условию задания (это позволяет во втором пункте соотнести конкретное физическое явление с физическими законами (закономерностями), которые его объясняют).
  2. Физические законы (запись функциональных зависимостей между физическими величинами, которые представляют собой физические характеристики физического явления).
  3. Математическое решение задачи (в данном пункте проводятся математические процедуры (решение линейных и нелинейных уравнений, нахождение неизвестного множителя из пропорции и др.) с формулами из второго пункта). В данном пункте также проводится проверка размерности конечной формулы, по которой вычисляется искомая физическая величина, где данная процедура позволяет: а) доказать правильность выведенной формулы по соответствию её единицам измерения искомой физической величины; б) запомнить формулы не в формате «зубрёжки», а применяя каждый раз к решению разных физических задач.
Типичные ошибки
  • Неверное определение степени изменения (увеличение или уменьшение) внутренней энергии вещества при следующих процессах, происходящих с веществом (например, твёрдым телом): 1) нагревание твёрдого тела; 2) плавление; 3) нагревание жидкости; 4) кипение; 5) нагревание пара; 6) охлаждение пара; 7) конденсация; 8) охлаждение жидкости; 9) кристаллизация (отвердевание); 10) охлаждение твёрдого тела.
    Внутренняя энергия вещества увеличивается в процессах \(1\)–\(5\) и уменьшается в процессах \(6\)–\(10\).
  • Неверный перевод множителей размерностей при использовании в расчётах физических величин, значения которых указаны на графике, диаграмме.
Источники:
Рис. 1. Диаграмма. © ЯКласс.
Рис. 2. Количество теплоты, необходимое для нагревания вещества. © ЯКласс.