Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: расчёт физической величины.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умения решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (умение решать комбинированные задачи — задачи с физическими явлениями и законами из трёх разделов физики).
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: механическиетепловые и электромагнитные явления.
  
4Какой уровень сложности задания: высокий.
 
5Как оценивается задание:
  • \(3\) балла — правильное выполнение задания с учётом наличия всех пунктов а) — в):
а) верная запись краткого условия задания (блок «Дано» при письменном оформлении), в котором отсутствуют ошибки при переводе единиц в СИ;
б) верно записаны все физические законы (закономерности), необходимые и достаточные для решения задачи;
в) верно проведены математические преобразования и вычисления, необходимые для получения правильного числового ответа (допускается решение с промежуточными вычислениями);
  • \(2\) балла — правильное выполнение пункта \(3\)б и \(3\)в, но в пункте \(3\)а допущена ошибка (ответ может быть верным и неверным), или отсутствует пункт \(3\)в, или допущена ошибка в пункте \(3\)в;
  • \(1\) балл — допущена ошибка в пункте \(3\)б (записаны не все формулы или записаны все формулы, но в одной сделана ошибка); 
  • \(0\) баллов — ответ не соответствует критериям оценивания на \(1\), \(2\) и \(3\) балла.
 
Критерии
оценивания
\(3\)
балла
\(2\)
балла
\(2\)
балла
\(1\)
балл
 \(0\)
баллов
а
\(+\)
\(-\)
\(+\)
\(+\)
\(-\)
б
\(+\)
\(+\)
\(+\)
\(-\)
\(-\)
в
\(+\)
\(+\)
\(-\)
\(-\)
\(-\)
 
Обрати внимание!
При автоматической проверке заданийЯКласс») числовые значения физических величин подставляются в конечную формулу с округлением ответа согласно условию задания!
6. Какова форма ответа: запиши ответ в бланк ответов  \(2\).
Пример:
металлический стержень массой \(50\) г и длиной \(50\) см закреплён на нитях и подключён к источнику тока. После его помещения в магнитное поле (\(10\) мТл) натяжение нити уменьшилось в \(5\) раз (рис. \(1\)). Найди значение силы тока.
 
25_1.png
Рис. \(1\). Физическая ситуация задачи
Как решить задание из примера?
ДаноРешение
\(B=10\) мТл
\(=10·10^{-3}\) Тл;
\(m=50\) г \(=\)
\(=50·10^{-3}\) кг;
\(l=50\) см \(=\)
\(=50·10^{-2}\) м;
\(\frac{F_{у1}}{F_{у2}}=n\);
\(n=5\);
\(\alpha=90°\)
1. Физическая модель задачи представлена на рисунках \(2\) (магнитное поле отсутствует) и \(3\) (магнитное поле присутствует).
Систему отсчёта, связанную со стержнем, считаем инерциальной.
 
25_2.png
Рис. \(2\). Изображение сил в отсутствие магнитного поля
 
25_3.png
Рис. \(3\). Изображение сил в присутствии магнитного поля
 
2. Физические законы:
- второй закон Ньютона для стержня в векторной форме (магнитное поле отсутствует):
\(m\vec{g}+2\vec{F}_{у1}=0;\)  (\(1\))
- второй закон Ньютона для стержня в векторной форме (магнитное поле присутствует):
\(m\vec{g}+2\vec{F}_{у2}+\vec{F}_A=0;  (2)\)
- сила Ампера:
\(F_A=IBlsin\alpha,\)  (\(3\))
где \(sin\alpha=1.\)
 
3. Математическое решение задачи:
- спроецируем формулу (\(1\)) на ось \(Oy\):
\(2F_{у1}=mg;\)  (\(4\))
- спроецируем формулу (\(2\)) на ось \(Oy\) c учётом (\(3\)):
\(2F_{у2}=mg-IBl;\)  (\(5\))
- поделим левые и правые части формул (\(4\)) и (\(5\)) друг на друга:
\(\frac{F_{у1}}{F_{у2}}=\frac{mg}{mg-IBl}\) или
\(n=\frac{mg}{mg-IBl};\)  (\(6\))
- выражаем \(I\) из формулы (\(6\)):
\(I=\frac{(n-1)mg}{nBl};\)  (\(7\))
- проверяем размерность формулы (\(7\)):
\([I]=\frac{кг·м}{с²·Тл·м}=\frac{Н·А·м}{Н·м}=А;\)
- проводим вычисления:
\(I\) \(=\) (51) ·50 ·103 ·105 ·10 ·103 ·50 ·102 \(=\) 80 А
Найти: \(I\)Правильный ответ: 80 А
 
Обрати внимание!
Решение расчётных физических задач оформляется в следующей последовательности.
  1. Физическая модель задачи, которая описывает явление согласно условию задания (это позволяет во втором пункте соотнести конкретное физическое явление с физическими законами (закономерностями), которые его объясняют).
  2. Физические законы (запись функциональных зависимостей между физическими величинами, которые представляют собой физические характеристики физического явления).
  3. Математическое решение задачи (в данном пункте проводятся математические процедуры (решение линейных и нелинейных уравнений, нахождение неизвестного множителя из пропорции и др.) с формулами из второго пункта). В данном пункте также проводится проверка размерности конечной формулы, по которой вычисляется искомая физическая величина, где данная процедура позволяет: а) доказать правильность выведенной формулы по соответствию её единицам измерения искомой физической величины; б) запомнить формулы не в формате «зубрёжки», а применяя каждый раз к решению разных физических задач.
Типичные ошибки
  • Неверное установление соответствия между физическим явлением (ситуацией), описанным в условии задания, и описывающими его физическими законами.
  • Неразличение векторных и скалярных физических величин.
  • Подстановка числовых значений физических величин в векторные уравнения: правильным решением является их подстановка в скалярные уравнения, которые получаются проецированием векторных физических законов на оси \(Ox\) и \(Oy\).
Источники:
Рис. 1. Физическая ситуация задачи. © ЯКласс.
Рис. 2. Изображение сил в отсутствие магнитного поля. © ЯКласс.
Рис. 3. Изображение сил в присутствии магнитного поля. © ЯКласс.