Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: расчёт физической величины.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умения правильно вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул при наличии рисунков, графиков, схем, диаграмм.
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: механические явления.
  
4Какой уровень сложности задания: базовый.
 
5Как оценивается задание:
  • \(1\) балл — ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа;
  • \(0\) баллов — выставляется во всех других случаях.
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) целое число или конечную десятичную дробь с учётом указанных в ответе единиц измерения (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
найди значение проекции перемещения тела, совершённого за последние \(3\) с (рис. \(1\)).
 
6_2.png
Рис. \(1\). График
Как решить задание из примера?
ДаноРешение
\(t_1\) \(=\) \(1\) c;
\(v_{1x}\) \(=\) \(10\) м/с
(или
\(v_{1x}\) \(=\) \(-10\) м/с)
1. Физическая модель задачи:
- в промежутке времени от \(2\) до \(3\) с проекция перемещения является положительной величиной (\(S_{1x}>0\)), т. е. тело движется по направлению оси \(Ox\);
- в промежутке времени от \(3\) до \(5\) с проекция перемещения является отрицательной величиной (\(S_{2x}<0\)), т. е. тело движется противоположно направлению оси \(Ox\).
 
2. Физический закон:
- проекция перемещения за промежуток времени, в течение которого меняется направление движения тела:
\(S_x=S_{1x}+S_{2x}=S_1-S_2,\)  (\(1\))
где \(S_1\) (или \(S_2\)) находятся по графику (рис. \(2\)) через нахождение площадей заштрихованных треугольников.
 
6_3.png
Рис. \(2\). Треугольники
 
3. Математическое решение задачи:
- найдём площади треугольников и подставим их значения в формулу (\(1\)):
\(S=\frac{1}{2}·30·1-\frac{1}{2}·30·2=\) \(-15\) м
Найти: \(S_x\)Правильный ответ: \(-15\) м
 
Обрати внимание!
Решение расчётных физических задач оформляется в следующей последовательности.
  1. Физическая модель задачи, которая описывает явление согласно условию задания (это позволяет во втором пункте соотнести конкретное физическое явление с физическими законами (закономерностями), которые его объясняют).
  2. Физические законы (запись функциональных зависимостей между физическими величинами, которые представляют собой физические характеристики физического явления).
  3. Математическое решение задачи (в данном пункте проводятся математические процедуры (решение линейных и нелинейных уравнений, нахождение неизвестного множителя из пропорции и др.) с формулами из второго пункта). В данном пункте также проводится проверка размерности конечной формулы, по которой вычисляется искомая физическая величина, где данная процедура позволяет: а) доказать правильность выведенной формулы по соответствию её единицам измерения искомой физической величины; б) запомнить формулы не в формате «зубрёжки», а применяя каждый раз к решению разных физических задач.
Типичные ошибки
  • Неразличение векторных и скалярных физических величин: в нашем примере используется одна скалярная физическая величина — проекция перемещения тела \(S_x\), которая связана с одной векторной величиной — вектором перемещения \(\vec{S}\). Обращай внимание на терминологию физических величин, чтобы различать скалярные величины: модуль вектора и проекция вектора на оси \(Ox\) и/или \(Oy\).
    Пройденный путь — это всегда положительная величина!
  • Неверное определение знака проекции перемещения при различных способах ориентации вектора перемещения относительно координатных осей.
  • Неверные геометрические формулы (площади треугольника и трапеции, тригонометрические функции для угла) для нахождения физических величин.
  • Подстановка числовых значений физических величин в векторные уравнения: правильным является их подстановка в скалярные уравнения, которые получаются проецированием векторных физических законов на оси \(Ox\) и \(Oy\).
  • Неверный перевод множителей размерностей при использовании в расчётах физических величин, значения которых указаны на графике.
Источники:
Рис. 1. График. © ЯКласс.
Рис. 2. Треугольники. © ЯКласс.