Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: расчёт физической величины.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умения правильно вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул.
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: электромагнитные явления.
  
4Какой уровень сложности задания: базовый.
 
5Как оценивается задание:
  • \(1\) балл — ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа;
  • \(0\) баллов — выставляется во всех других случаях.
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) целое число или конечную десятичную дробь с учётом указанных в ответе единиц измерения (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
определи номер контакта \(K\) (\(1\)–\(4\)) в электрической цепи (рис. \(1\)), при котором потребляемая мощность цепи будет минимальной, учитывая неизменность напряжения на источнике тока.
 
8_1.png
Рис. \(1\). Электрическая цепь
Как решить задание из примера?
ДаноРешение
\(U\) \(=\) \(const\)
1. Физическая модель задачи:
- тепловое действие электрического тока в цепи с переменной длиной круглого проводника.
 
2. Физические законы:
- мощность электрического тока:
\(P=\frac{U^2}{R};\)  (\(1\))
- сопротивление проводника:
\(R=\rho \frac{l}{S}.\)  (\(2\))
  
3. Математическое решение задачи:
- подставим формулу (\(2\)) в (\(1\)):
\(P=\frac{U^2S}{\rho}·\frac{1}{l};\)  (\(3\))
- перепишем формулу (\(3\)):
\(P=\frac{b}{l},\)  (\(4\))
где \(b=\frac{U^2S}{\rho}=const\) для нашего круглого проводника;
- анализируем функциональную зависимость (\(4\)) — обратная пропорциональность — между мощностью \(P\) и длиной проводника \(l\):
\(P_{min}=\frac{b}{l_{max}},\)
т. е. минимальной потребляемой мощности цепи соответствует максимальная длина круглого проводника (рис. \(2\)).
 
8_2.png
Рис. \(2\). Изображение максимальной длины круглого проводника
Найти: \(P_{min}\)Правильный ответ: \(2\)
 
Обрати внимание!
Решение расчётных физических задач оформляется в следующей последовательности:
  1. Физическая модель задачи, которая описывает явление согласно условию задания (это позволяет во втором пункте соотнести конкретное физическое явление с физическими законами (закономерностями), которые его объясняют).
  2. Физические законы (запись функциональных зависимостей между физическими величинами, которые представляют собой физические характеристики физического явления).
  3. Математическое решение задачи (в данном пункте проводятся математические процедуры (решение линейных и нелинейных уравнений, нахождение неизвестного множителя из пропорции и др.) с формулами из второго пункта). В данном пункте также проводится проверка размерности конечной формулы, по которой вычисляется искомая физическая величина, где данная процедура позволяет: а) доказать правильность выведенной формулы по соответствию её единицам измерения искомой физической величины; б) запомнить формулы не в формате «зубрёжки», а применяя каждый раз к решению разных физических задач.
Типичные ошибки
  • Неверное использование правил правой и левой рук для определения направлений вектора магнитной индукции \(\vec{B}\) и силы Ампера \(\vec{F_A}\) соответственно (правая рука — для \(\vec{B}\), левая рука — для \(\vec{F_A}\)).
  • Неверное определение направления индукционного тока (обрати внимание на правило Ленца).
  • Неверные функциональные зависимости между силой тока \(I\), напряжением \(U\) и сопротивлением \(R\) при записи соотношений между ними для параллельного и последовательного соединения проводников.
  • Неверный перевод множителей размерностей при использовании в расчётах физических величин (обрати внимание на данную ошибку при анализе значений физических величин, указанных на графике, диаграмме).
Источники:
Рис. 1. Электрическая цепь. © ЯКласс.
Рис. 2. Изображение максимальной длины круглого проводника. © ЯКласс.