Теория:

Характеристика задания
1. Какой тип ответа: расчёт физической величины.
 
2. Что проверяет задание: сформированность умения правильно вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул.
 
3. Какие разделы физики определяют содержание задания: электромагнитные явления (оптика).
  
4Какой уровень сложности задания: базовый.
 
5Как оценивается задание:
  • \(1\) балл — ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа;
  • \(0\) баллов — выставляется во всех других случаях.
6. Какова форма ответа: запиши в бланк ответов  \(1\) целое число или конечную десятичную дробь с учётом указанных в ответе единиц измерения (без пробелов, запятых и других дополнительных символов; каждая цифра в отдельной клеточке).
Пример:
луч от светящегося объекта падает на плоскость под углом \(\alpha\) \(=\) \(45°\) (рис. \(1\)). Определи значение угла отражения, если луч также падает на зеркало, расположенное в точке \(A\) под некоторым углом к плоскости, и отражается от него перпендикулярно к ней.
 
9_1.png
Рис. \(1\). Физическая ситуация задачи
Как решить задание из примера?
ДаноРешение
\(\alpha\) \(=\) \(45°\)
1. Физическая модель задачи:
- явление отражения света, где световой луч — это физическая модель в геометрической оптике (изображение направления переноса энергии световых колебаний, т. к. с точки зрения волновой оптики свет — это электромагнитная волна);
- углы показаны на рисунке \(2\), где \(AC\) — перпендикуляр к зеркалу \(B\) и \(\beta\) — искомый угол падения.
 
9_2.png
Рис. \(2\). Изображение углов
 
2. Физические законы:
  
3. Математическое решение задачи:
- запишем соотношение между углами, используя рисунок \(2\):
\(2\beta +\alpha=90°;\)  (\(1\))
- выражаем \(\beta\) из формулы (\(1\)):
\(\beta =\frac{90°-\alpha}{2};\)
- проводим вычисления:
\(\beta=\frac{90°-45°}{2}=22,5°\)
Найти: \(\beta\)Правильный ответ: \(22,5°\)
 
Обрати внимание!
Решение расчётных физических задач оформляется в следующей последовательности.
  1. Физическая модель задачи, которая описывает явление согласно условию задания (это позволяет во втором пункте соотнести конкретное физическое явление с физическими законами (закономерностями), которые его объясняют).
  2. Физические законы (запись функциональных зависимостей между физическими величинами, которые представляют собой физические характеристики физического явления).
  3. Математическое решение задачи (в данном пункте проводятся математические процедуры (решение линейных и нелинейных уравнений, нахождение неизвестного множителя из пропорции и др.) с формулами из второго пункта). В данном пункте также проводится проверка размерности конечной формулы, по которой вычисляется искомая физическая величина, где данная процедура позволяет: а) доказать правильность выведенной формулы по соответствию её единицам измерения искомой физической величины; б) запомнить формулы не в формате «зубрёжки», а применяя каждый раз к решению разных физических задач.
Типичные ошибки
  • Неверное определение видов изображений предмета (мнимое, действительное, прямое, перевёрнутое, увеличенное, уменьшенное), которые получаются после прохождения лучей через собирающую и рассеивающую линзы (обрати внимание: изображение предмета, получаемое в рассеивающей линзевсегда прямое мнимое уменьшенное; изображение предмета, получаемое в собирающей линземожет быть любого вида в зависимости от расположения предмета по отношению к фокусу линзы).
  • Неверное определение величины углов падения, преломления и отражения (значение угла измеряется/вычисляется от перпендикуляра к границе раздела двух оптически неоднородных сред, т. е. сред с разными абсолютными показателями преломления).
  • Неверное определение явлений преломления и полного внутреннего преломления (обрати внимание на соотношение между абсолютными показателями преломления в этих явлениях).
  • Неверный перевод множителей размерностей при использовании в расчётах физических величин (обрати внимание на данную ошибку при анализе значений физических величин, указанных на графике, диаграмме).
Источники:
Рис. 1. Физическая ситуация задачи. © ЯКласс.
Рис. 2. Изображение углов. © ЯКласс.