Теория:

Издержки предприятия меняются в долгосрочном периоде.

Эффект масштаба — это увеличение или уменьшение средних издержек при изменении объёмов производства в течение продолжительного периода.

Эффект масштаба может иметь положительные и отрицательные последствия. При положительном эффекте средние издержки (себестоимость продукции) снижаются по мере роста объёмов производства. При отрицательном эффекте при подобном увеличении объёмов производства себестоимость продукции, наоборот, растёт.

 

Факторы положительного эффекта

  • На большом предприятии можно более успешно организовать разделение труда, так как там работает большое количество сотрудников, что способствует увеличению производительности труда.
  • Крупные предприятия могут сократить издержки за счёт оптовой закупки материалов, так как многие поставщики предлагают скидку при приобретении большого количества товара.
  • К крупным компаниям с большим доверием относятся кредиторы, им легче привлечь инвестиции или одобрить кредит в банке.
  • Большое предприятие одновременно предлагает несколько вариантов товаров и, при падении спроса на один из них, может компенсировать его увеличением продаж другой продукции.

 

Но расширять масштаб до бесконечности нельзя. Рано или поздно это приведёт к возникновению отрицательного эффекта, к которому можно отнести в основном проблемы в управлении, так как руководитель отдаляется от коллектива и всех производственных процессов, что может сказываться на эффективности предприятия.