Теория:

Механическая колебательная система, состоящая из пружины с коэффициентом упругости (жёсткостью) \(k\), один конец которой жёстко закреплён, а на втором находится груз массы \(m\), называется пружинным маятником.
колебанияvilcināšanāshesitation.gif
 
Рис. \(1\). Колебания пружинного маятника
 
Рассмотрим простейший пружинный маятник — движущееся по горизонтальной плоскости твёрдое тело (груз), прикреплённое пружиной к стене (рис. \(1\)). Допустим, что силы трения не оказывают существенного влияния на движение груза.
Первоначально пружина не деформирована (не растянута и не сжата), поэтому никакие силы в горизонтальном направлении на груз не действуют. Точка О — положение равновесия груза.
Переместим груз вправо. Пружина при этом растянется, и в ней возникнет сила упругости, направленная влево, к положению равновесия, и по модулю равная:
 
Fупр=kx=kA,
 
где \(x=A\) — максимальное (амплитудное) отклонение груза от положения равновесия.
 
Если отпустить груз, то под действием силы упругости он начнёт ускоренно перемещаться влево, к точке \(О\), по мере приближения к которой скорость груза будет возрастать от нуля до некоторого максимального значения. При приближении к точке равновесия деформация пружины уменьшается, а значит, уменьшается и сила упругости. Так как груз имеет скорость при прохождении положения равновесия, то он по инерции продолжает свое движение влево. Теперь пружина начинает сжиматься (деформация сжатия), что приводит к возникновению силы упругости, направленной вправо, т.е. к положению равновесия. По мере возрастания степени деформации пружины сила растет и все больше тормозит движение груза. В конце концов, груз останавливается.
Но сила упругости, направленная к точке \(О\), будет продолжать действовать, поэтому груз вновь придёт в движение в обратную сторону, вправо, и на обратном пути его скорость будет возрастать от нуля до максимального значения в точке \(О\).
Движение груза от точки \(О\) к крайней правой точке снова приведёт к растяжению пружины, опять возникнет сила упругости, направленная к положению равновесия и замедляющая движение груза до полной его остановки.
Мы описали одно полное колебание.
В каждой точке траектории, кроме положения равновесия, на груз действует сила упругости пружины, которая направлена к положению равновесия.
Второй закон Ньютона для такой системы при условии отсутствия внешних сил и сил трения имеет вид:
 
ma=kx, откуда
 
a=kmx — ускорение пружинного маятника.
Обрати внимание!
Данная формула справедлива и для вертикального пружинного маятника (рис. \(2\)) в котором действуют сила тяжести груза и сила упругости пружины.
вертикальный маятник.gif
 
Рис. \(2\). Колебания вертикального пружинного маятника
Обрати внимание!
Ускорение тела, колеблющегося на пружине, не зависит от силы тяжести, действующей на это тело. Сила тяжести только приводит к первоначальному изменению (смещению вниз) положения равновесия (рис. \(3\)).
схема движения.png
 
Рис. \(3\). Изображение смещения маятника
Период свободных колебаний пружинного маятника определяется по формуле Гюйгенса:
 
T=2πmk, где
 
\(m\) — масса груза,
\(k\) — коэффициент жёсткости пружины.
Пружинные маятники широко используются в качестве акселерометра в системах управления баллистических ракет, контактных взрывателях артиллерийских и авиационных боеприпасов и т. п.
Акселерометр (лат. accelero — «ускоряю» и др.-греч. μετρέω — «измеряю») — прибор, измеряющий проекцию кажущегося ускорения (разности между истинным ускорением объекта и гравитационным ускорением). Как правило, акселерометр представляет собой чувствительную массу, закреплённую в упругом подвесе. Отклонение массы от её первоначального положения при наличии кажущегося ускорения несёт информацию о величине этого ускорения.
 
400px-Pendular_accel_ru.svg.png
 
Рис. \(4\). Схема акселерометра
 
На рисунке \(4\) — схема простейшего акселерометра. Груз закреплён на пружине. Демпфер подавляет колебания груза. Чем больше кажущееся ускорение, тем сильнее деформируется пружина, изменяя показания прибора.
Источники:
Рис. 1. Колебания пружинного маятника. © ЯКласс.
Рис. 2. Колебания вертикального пружинного маятника. © ЯКласс.
Рис. 3. Изображение смещения маятника.
Рис. 4. Схема акселерометра.