Атомные единицы массы
При изучении строения атома и атомных ядер физикам приходится обращаться с частицами очень малых масс. Поэтому для измерения массы частиц стали использовать новую единицу измерения массы — атомную единицу массы.
Одна атомная единица массы равна:

\(1\) а. е. м. \(= 1,6605655\) ·1027 кг.
Атомное ядро
Опыты Резерфорда привели к возникновению новой модели строения атома — ядерной модели. Согласно этой модели внутри атома находится маленькое положительно заряженное ядро, вокруг которого по круговым орбитам вращаются электроны. Так как атом заряжен нейтрально, то заряд ядра должен быть равен заряду всех электронов, которые вращаются вокруг ядра. Эрнест Резерфорд обнаружил, что при соударении альфа-частиц с атомами некоторых химических элементов появляются положительно заряженные частицы, заряд которых равен элементарному, а масса равна массе атома водорода. Эти частицы были названы протонами.
mp=1,6726485 · 1027 кг \(=\) \(1,007276470\) а. е. м.
Было очевидно, что протоны могли вылетать только из ядер атомов. А следовательно, внутри ядра находилось столько же протонов, сколько и электронов вращается вокруг ядра. Однако масса атомов была больше, чем масса протонов и электронов. Это означало, что внутри ядра должны находиться ещё какие-то частички, заряженные нейтрально. Такие частички — нейтроны — были открыты в \(1932\) г. английским физиком Джеймсом Чедвиком.
mn=1,6749543·1027 кг \(=\) \(1,008665012\) а. е. м.
Частицы, из которых состоит ядро атома, называются нуклонами. Такая модель строения ядра получила название — протонно-нейтронная модель (рис. \(1\)).
lithium-2784853_640.png
Рис. \(1\). Протонно-нейтронная модель строения атома
Ядерные силы
Согласно протонно-нейтронной модели строения атомного ядра, в очень маленьком объёме должно находиться несколько положительно заряженных протонов. Возникали очевидные вопросы. Почему Кулоновские силы отталкивания не разрывают ядро? Какие силы удерживают протоны и нейтроны вместе? Очевидно, что эти силы действуют только на малых расстояниях (порядка 1015 м) и должны быть значительно больше сил Кулоновского отталкивания. Такие силы были названы ядерными силами.
Взаимодействие между протонами и нейтронами одинаковое, поэтому протон и нейтрон можно рассматривать как одну и ту же частицу — нуклон — в разных состояниях.
Обрати внимание!
Ядерные силы действуют одинаково между протоном и нейтроном, между двумя протонами и между двумя нейтронами.
Рис. 1. Указание автора не требуется, 2021-08-30, Pixabay License, https://pixabay.com/images/id-2784853/