Вопрос о происхождении жизни является одним из наиболее сложных вопросов естествознания. Точного ответа на него нет, но существует множество гипотез.

1. Гипотеза божественного происхождения жизни (креационизм)

Согласно этой гипотезе все живые организмы на Земле были созданы Богом. Они изначально целесообразны и сохраняются в неизменном виде. Причём сотворение мира произошло единожды, поэтому его изучение невозможно.

Креационизм принимает жизнь как данность и не предпринимает попыток объяснения происхождения жизни естественными законами природы.

2. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни

Эта гипотеза подразумевает многократное самопроизвольное возникновение живых организмов из неживой материи. В Средние века многим «удавалось» наблюдать появление живых организмов (червей, личинок насекомых, мышей, плесневых грибов) в гниющих остатках организмов.

В \(1668\) г. итальянский врач Ф. Реди экспериментально доказал ошибочность таких представлений. В пустые сосуды он положил куски мяса, часть из сосудов закрыл. В открытых сосудах вскоре появились личинки мух, а в закрытых их не было. Так была доказана невозможность самозарождения мух в гниющем мясе. Реди выдвинул принцип «всё живое — от живого».

Опыт Реди_2.png

Рис. \(1\). Опыт Ф. Реди

Окончательно опровергнуть гипотезу спонтанного возникновения живых организмов удалось в \(1859\) г. французскому микробиологу Л. Пастеру. Он экспериментально установил, что не могут самопроизвольно появляться также и микроорганизмы. Стерильный бульон Пастер поместил в специальные колбы с длинными S-образными горлышками. Часть колб оставалась открытой. В открытых колбах вскоре появились и стали размножаться бактерии. В колбах с изогнутым вытянутым горлышком, которое служило своеобразной ловушкой для бактерий, бульон оставался стерильным.

Опыт Пастера_2.png

Рис. \(2\). Опыты Л. Пастера

К концу \(19\) в. практически все учёные признали, что живые организмы возникают только от других живых организмов.

3. Гипотеза панспермии

В \(1865\) г. немецкий учёный Г. Рихтер впервые высказал идею о космическом происхождении жизни на Земле. Согласно его гипотезе жизнь была занесена с других планет. Сторонники космического происхождения жизни считают, что жизнь на Землю была занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами. Но остаётся открытым вопрос о возникновении жизни в космосе.

4. Биохимическая гипотеза

В \(1924\) г. советский биохимик АИ. Опарин и в \(1929\) г. английский биохимик Дж. Холдейн выдвинули гипотезу о том, что жизнь возникла из неорганических веществ в специфических условиях древней Земли.

В \(1947\) г. английский учёный Дж. Бернал, базируясь на гипотезе Опарина — Холдейна, сформулировал гипотезу биопоэза, которая характеризует три этапа формирования жизни на Земле.
Рис. 1. Опыт Ф. Реди. © ЯКласс