Родительский комитет: как наладить учёбу для нескольких детей

Согласно статистическим данным в России сегодня около 27,53 % семей с двумя детьми и около 6,99 % — с тремя и более. Если все они школьники, родителям, помимо бытовых и воспитательных задач, приходится решать ещё и вопрос организации обучения — как в школе, так и дома.

Семьи, в которых двое и больше детей: тяжело в учении — легко в бою! 

Современные семьи, в которых больше одного школьника, живут по особому распорядку. Их время расписано по часам, а пространство поделено на квадратные метры. Наверное, родители в таких семьях — супергерои, а дети — послушные лапочки… Так ли это? Увы, не всегда. Трудности есть, и их много. 

  1. Теснота жизненного пространства. Речь не столько о жилплощади, сколько об одновременном возрастании нескольких уникальных, порой устремлённых к разным ценностям и интересам личностей. Второклассник-звездочёт еженощно будит домашних грохотом на балконе. Девочка-подросток громко и весело учит уроки с подружками по видеосвязи. Бледный одиннадцатиклассник не успевает поесть в перерыве между репетиторами. Всем необходимо личное пространство для учёбы, творчества и отдыха.
  2. Нехватка родительского ресурса. Жизнь устроена так, что работа не заканчивается с приходом домой. Вечером родители из последних сил стараются уделить внимание детям, которых не видели весь день. Даже для того, чтобы просто всех накормить, приготовить одежду на завтра, ответить на вопросы в нескольких родительских чатах, оплатить школьные обеды, интернет и телефон, требуется время. У младших детей надо проверить уроки, со старшими — обсудить близкие и далёкие перспективы. А ещё хорошо бы вместе поболтать, подраться подушками, поиграть в настолки. Но, похоже, эти радости придётся отложить до воскресенья&helli class="b-item"p;
  3. Уязвимость материально-технической базы. Первые две трудности влекут за собой третью: у детей постоянно что-то теряется и ломается. «Мой простой карандаш сгрыз Данил!», «У меня два по географии, потому что ты не отдала в ремонт ноутбук и мне негде было сделать презентацию!», «Я надену твои колготки, а то на моих опять зацепка?» — такие признания и запросы знакомы каждой матери. Рано или поздно «рог изобилия» иссякает вместе с родительским терпением.

Для нормальной учёбы и жизни семьям с высокими потребностями (назовём их так) необходимы три вещи:

  • устойчивое расписание;
  • порядок;
  • распределение обязанностей.

Расписание лучше всего составить с помощью стикеров или таблицы с несколькими столбцами, чтобы все члены семьи понимали, кто и чем занимается в каждый момент дня. Это отрегулирует пользование компьютером, поможет найти часы для игры на фортепиано, отдыха и сна.

Говоря о порядке, нужно иметь в виду что у каждого предмета должно быть своё место. Книги, взятые с полок, возвращаются туда же. Клей, бумага и ножницы убираются в ящик письменного стола. Телефоны и планшеты, зарядные устройства и наушники хранятся в специально отведённом месте. Это помогает избежать нервных поисков и взаимных обвинений.

Наконец, распределение обязанностей — естественный закон выживания в больших семьях. Давать поручения можно в процессе игры. Выдайте каждому именной бейдж с новой должностью, фартук, поварской колпак или комбинезон. Для разнообразия меняйтесь обязанностями: пусть старшая сестра проверит уроки за младшим братом, а младший брат заплетёт ей косички, папа приготовит ужин, а мама покрасит забор.

Как уследить за успеваемостью в школе, когда детей больше одного?

Для родителей, которые привыкли держать учёбу под контролем, появление в семье ещё одного ребёнка-школьника — серьёзное испытание. Хорошо, если первый класс младшего приходится на 6–7-й класс старшего, уже научившегося учиться. А если нет? Здесь важно поработать над восприятием детей и их успешности. 

  • Проверить, нет ли такой сферы, в которой ребёнок проявляет самостоятельность, не нуждаясь в тщательном контроле. Это поможет найти время на потребности других детей. Моя дочка с третьего класса делает уроки сама. Проверяем тетради, только если она просит. Считаю, что удалось найти баланс между совместным сидением над учебниками и абсолютной свободой. Пока старший ребёнок занят, можно позаниматься с младшим. 
  • Выделить время на сотрудничество с каждым ребёнком. На работе мы составляем сетки встреч и переговоров. Почему бы не воспользоваться этим дома? В семьях, где детей трое, четверо или пятеро, необходимо что-то вроде графика, в котором у каждого есть свои полчаса на родительский контроль. За эти полчаса необходимо уточнить всё, что непонятно, и дать на проверку самое насущное.
  • Разделить бремя подготовки уроков с другими родственниками. Обязанности по проверке знаний можно распределить по интересам. Это даже приятно. Дочка любит пересказывать мне параграфы по истории и читать наизусть стихи. Это доставляет нам обеим удовольствие, мы часами можем болтать о Пушкине или Диогене. Немецкий язык проверяет муж, так как я учила английский. Дочка с радостью общается с папой, а он чувствует свою важность. Мы не любим перегружать дедушек и бабушек, но в трудной ситуации можем позвонить дедушке-географу. Он с удовольствием даёт консультации внукам. Что же касается многодетных семей, то в них принято обращаться за помощью к старшим братьям и сёстрам.
  • Делегировать часть забот электронным ресурсам. Сейчас дочка изучает дроби, поэтому приходится много времени уделять проверке домашних работ по математике. Если я вижу повторяющиеся ошибки, стараюсь подыскать подходящие тренажёры на «ЯКласс». Выручают также дополнительные задания по русскому языку, биологии, истории. Если мне некогда, ребёнок готовится к контрольным с помощью тестов по каждому из разделов. Система позволяет отслеживать количество верных и неверных ответов. Иностранные языки помогает освоить приложение Duoli class="b-item"ngo. Дети начинают соревноваться между собой, и упражнения воспринимаются как игра. 

Какие трудности готовит родителям с двумя и более детьми дистанционный формат и как их решать?

Дистанционный формат учёбы усиливает те трудности, о которых говорилось выше: всем срочно нужно в Zoom, а компьютер один; онлайн-урок по вокалу накладывается на репетицию итогового изложения в 9-м классе; младший брат во время урока о Льве Толстом появляется в кадре и сообщает, что хочет в туалет&helli class="b-item"p; Тесно, шумно, нервно, особенно если родители тоже работают удалённо.

Вывод прост. Требования к трём слагаемым покоя (расписание занятий, порядок в доме, распределение обязанностей) должны стать железными.

  1. Если комнат в доме меньше, чем домочадцев, отрегулируйте время поочерёдных занятий с помощью расписания. Во время онлайн-уроков рядом с учеником не должны стоять второй говорящий компьютер, мама с половником или папа в трико. Ребёнок и без этого испытывает стресс. 
  2. Если некоторые уроки у детей проходят одновременно, установите необходимые программы на планшет или телефон, запаситесь наушниками и микрофонами для каждого. Это отчасти снимет проблему шума.
  3. Чтобы время учёбы воспринималось по-особенному, предложите детям переодеться. Не обязательно надевать школьную форму — пусть это просто будет другой свитер или футболка: важна смена состояния.
  4. Повесьте на дверях таблички «Открыто»/«Закрыто». Они помогут понять, когда каждый из детей готов к диалогу, а когда нуждается в уединении. 
  5. Завтракайте, обедайте, ужинайте, гуляйте и ложитесь спать в одно и то же время. В неспокойном мире перемен очень важна стабильность. 
  6. Разрешайте детям делать перерывы между занятиями: вставать из-за стола, разминаться, играть в резиновый мяч или лепить из пластилина, да даже просто сидеть в социальных сетях. Это поможет сбросить лишнее напряжение. 

И напоследок — совет, с которого надо было начать: будьте спокойны сами. Что бы ни происходило. Главное — все ваши родные рядом, они живы и здоровы. Если успокоимся мы, счастливее и увереннее станут наши дети.  

опубликовано: